Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Скачать курсовую работу на тему: Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью. В которой исследован процесс формирования общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.11.2024
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место. Особенно велика роль общения в детстве. Общение играет особую роль в развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития [10]. Многочисленные психологические исследования (Леонтьев А.Н. Лисина М.И.,  А.В. Запорожец и М.И. Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б.) показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Особую актуальность проблема общения приобретает в развитии проблемного ребенка. По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное, личностное недоразвитие ребенка является препятствием для его общения  в коллективе сверстников, для развития правильных взаимоотношений с окружающими. Это создает неблагоприятные условия для развития ребенка, «усиливает, питает его дефект» [4]. Общение, объединяя достижения ребенка, становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в детском возрасте.……..6
Понятие общения и его виды в психологии ……………………………............................................................................6
Закономерности развития общения в детском возрасте …………………………………………………………………………….14
Особенности развития общения у детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..22
Глава 2. Проектирование диагностической коррекционно-педагогической работы по формированию общения у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………………28
2.1.Подбор диагностических методик по выявлению уровня общения у детей с интеллектуальной недостаточностью ………………………………………………………………………………...28
2.2. Планирование коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью ...........................................................................................31
Заключение …………………………………………………….....………….……35
Список литературы …………………………………………….....……................37

Список литературы
Аугене Д.И. Речевое  общение умственно отсталых детей дошкольного возраста  и пути его активизации /Дефектология. 1987. №4
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». 1998 .- 132 с.       
Бодалев А.А. Личность и общение. М.1983.- 47 с
Выготский Л.С. собрание сочинений т.5 –М., Педагогика. 1983. - . 73 с.  
Дмитриева Е.Е. Проблемные дети: развитие через общение. М.:2005. – 5 с.
Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.:  «Просвещение»  2003.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционного развития, обучения детей с нарушением интеллекта. /Дефектология.  №6  1999. -   25-29 с.   
Коррекционная педагогика. Учебное пособие под ред. Б.П. Пузанова.  – М.: 1999. - 76 с.  
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 208 с.
Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста. Вопросы психологии №3. 1961. – 117 с. 
Лисина М.И. Потребность в общении  М.: 1986
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Педагогика», 1986. - 31-51с.                                                                                    
Мастюкова Е.А. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: 1992. – 43 с.
 Основы  специальной психологии. 2-е издание. Учебное пособие. Изд. «Академия» Под ред. Л.В. Кузнецовой 2005. - 480 с.   
Петровский А.В. Психология. М.: 1998. – 223 с.                                
Пинский Б.П. Психологические особенности деятельности умственно отсталых дошкольников. М.: 1962.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд центр «Академия», 2000 . – 160 с.          

Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае для ребенка - взрослый. Однако человек предмет чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению, и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения. М.И. Лисина выделила три группы качеств и соответственно три основные категории мотивов общения - деловые, познавательные и личностные. Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого. В отличие от этого третья категория мотивов общения - личностные мотивы - характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.