Изучение особенностей внимания у дошкольников с задержкой психического развития

Скачать курсовую работу на тему: "Изучение особенностей внимания у дошкольников с задержкой психического развития". В которой выявлена психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Изучены особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.11.2024
Объем файла
249 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования. В последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но гораздо чаще среди них встречается умственная отсталость.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «умственная отсталость» носит психолого-педагогический характер, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном ритме созревания различных психических функций.
Недостаточная тренированность познавательных процессов часто является основной причиной трудностей, с которыми сталкиваются дети с ЗПР при обучении в школе. Как показали многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, значительное место в структуре дефекта психической деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти и внимания.
Важнейшей особенностью и условием развития детей как основного звена учебной деятельности является развитие памяти и внимания. На се

Содержание

Введение 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР И КОРРЕКЦИЯ ИХ НАРУШЕНИЯ 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста с ЗПР 6

1.2. Особенности развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР 8

1.3. Особенности организации и проведения коррекционно-логопедической работы по развитию памяти и внимания у детей с ЗПР в условиях детского сада 14

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 17

2.1. Организация исследования 17

2.2. Программа развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР и коррекция их нарушений 19

2.3. Результаты исследования 21

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложения 33

Список использованных источников

Абасалиева, З.А. Особенности внимания детей с ЗПР / З.А. Абасалиева // Специальная педагогика. – 2021. - №6. – С.54-58
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. К. С. Лебединской, М.: Просвещение, 2018. – 211 с.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2018. – 136 с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: Изд-во МПСИ, 1997. – 574 сБодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2020.-440с.
Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ МОСКВА, 2018. – 811 с.
Вегнер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Вагнер. – М.: Владос-Пресс, 2018. – 160 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2021.- 92 с.
Губин, В.А. Психология развития: учебное пособие / В.А. Губин.- СПб.: ВМИРЭ, 2018.- 102 с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей./ Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2018. – 224 с.
Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. – 2-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2020. – 96 с.
Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М., 1973. - 278 с.
Инденбаум, Е.Н. Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР / Е.Н. Инденбаум // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 41-54
Истомина, З.М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: Союз издат,2018 – 345 с.
Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. СПб. : Питер, 2018. - 408 с.
Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А

Для детей с задержкой психического развития характерно неустойчивое внимание, с периодическими колебаниями и неравномерной работоспособностью; трудно привлечь, сконцентрировать внимание детей и удержать его в течение определенного времени при выполнении той или иной деятельности. Характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенной обстановке воспринимает только отдельные части предложенной ему информации.
Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. Наблюдаются нарушения избирательного внимания. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности: в этом случае ребенок тяжело переключается с одной задачи на другую. В старшем дошкольном возрасте недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнения задач учебного типа, часто наблюдается недостаточност