Воспитание инициативности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Уникальность личности проявляется в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития личности предполагает сформированность инициативности как личностного качества.
Инициативность — это не только способ жизнедеятельности человека, это базовая предпосылка развития всей системы психических процессов, состояний и свойств личности.
Инициативность является одной из детерминант, стимулирующих и обеспечивающих само актуализацию личности, ее личностный и творческий рост, профессиональную успешность.
Таким образом, сформированность инициативности является одним из необходимых условий для успешной деятельности личности.
Проблема развити
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания инициативности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1 Инициатива и инициативность как предмет психолого-педагогических исследований 7
1.2 Развитие инициативности в дошкольном возрасте 20
1.3. Педагогические условия воспитания инициативности у детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО 30
1.4 Роль игровой деятельности в формировании инициативности старших дошкольников 34
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Прикладные аспекты использования игровой деятельности в процессе воспитания иннициативности детей старшего дошкольного возраста 42
2.1. Описание параметральных характеристик и диагностического инструментария для оценки сформированности инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Анализ результатов начальной диагностики сформированности инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Задачи и организация педагогического сопровождения процесса воспитания инициативности у детей старшего дошкольного возраста 53
2.4. Анализ заключительного этапа исследования 57
Вывод по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список использованной литературы 69
Приложение 75
Список использованной литературы
Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с.
Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 102-109.
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Юнити, 2005
Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.
Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 316 с.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. – Издательство: Славянский Дом Книги, 2010
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Сфера, 2005
Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2003. - 286с.
Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
Игра и развитие личности дошкольника / НИИ дошкольного воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2003. - 152с.
Инициативность [Электронный ресурс]. URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html?Id=iniziativnostКириенко С.Д. Условия становления инициативности у детей дошкольного возраста / С.Д. Кириенко //
Здесь главная задача педагога состоит в том, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о цели действия с орудием труда. В данном случае взрослый для ребенка является носителем образцов предметных действий. На этом этапе у ребенка появляется личный мотив к началу деятельности – освоить способ действия, чтобы получить желаемое. Осознание цели предстоящей деятельности постепенно приучает ребенка планировать ее этапы. Интенсивность мотивации и потребность в деятельности во многом зависит от направленности мотивов и от того, какие средства воздействия (методы, приемы) на ребенка использует взрослый, от того, как спланирована предстоящая деятельность, зависит устойчивость мотивации на всех ее этапах.
Когнитивная составляющая. О связи инициативности с когнитивными процессами рассматривали в своих исследованиях Б. М. Теплов, М. С. Говоров, О. И. Ложечка, Л. М. Попов и др. Ребенку в