Разноуровневое обучение русскому языку как способ индивидуализации процесса обучения в 5-х классах средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, но и построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) определяет основную цель как воспитание и интеллектуальное развитие личности, т.е. на первое место выходит личность школьника, его характер, интеллектуальные особенности, умения и навыки, интересы [29]. Такие требования приводят к необходимости изменения целей и задач, содержания, методов и форм обучения, т. е. коррекция существующих параметров образования осуществляется с опорой на личностно-ориентированный подход, где главный элемент – личность обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы разноуровневого обучения и индивидуализации процесса обучения………………………………………………………….. 6
1.1 Технология разноуровневого обучения и индивидуализации процесса обучения…………………………………………………….. 6
1.2 Методические аспекты внедрения технологии разноуровневого обучения………………………………………………………………..
2 Внедрение разноуровневого обучения на уроках русского языка в 5-х классах средней школы…………………………………………………….
2.1 Диагностика определения разноуровневых групп……………………………………………………………………
2.2 Разработка и апробация разноуровневого обучения в 5-х классах на уроках русского языка..………………………………………….....
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры // Pedsovet.su : [сайт]. – 2016. – URL: https://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya (дата обращения: 05.03.2023).
Дифференцированное обучение // Справочник от автор24 : [сайт]. – 2023. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/differencirovannoe_obuchenie/ (дата обращения: 07.04.2023).
Дуйсебаева, А. Б. Некоторые особенности реализации уровневой дифференциации обучения. Разноуровневый подход в обучении / А. Б. Дуйсебаева, Г. С. Арынова, Г. Д. Ануарбекова // Olimplus. Гуманитарная версия. – 2017. – № 1. – С. 5–8. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29237405_85709206.pdf (дата обращения: 21.04.2023).
Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н. А. Зверева // Педагогическое мастерство : материалы VIII Международной научной конференции (г. Москва, 2016 г.). – Москва : Буки-Веди, 2016. – С. 35–37. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения 01.02.2023).
Игровые методы и приёмы обучения // Репозиторий БГУИР : [сайт]. – URL: https://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya (дата обращения: 13.01.2023).
Климбей, Л.В. Разноуровневое и дифференцированное обучение, как фактор повышения качества обучения / Л.В. Климбей // World science: problems and innovations : материалы XXXI Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 2019 г.). – Пенза : Наука и просвещение, 2019. – С. 102–104. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37638074_47559182.pdf (дата обращения 01.04.2023).
Личностно-ориентированная технология обучения // Справочник от автор24 : [сайт]. – 2023. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnostnoorientirovannaya_tehnologiya_obucheniya/ (дата обращения: 13.04.2023).
Упражнения, которые предлагаются в школьных учебниках по русскому языку [25], подразделяется на три уровня сложности:
– базовый уровень, на котором сохраняется логика материала и получение общего представление об изучаемой дисциплине, ее курсе и теме занятия, что ведет к формированию базовых знаний о предмете;
– программный уровень, предполагающий более расширенный и углубленный по содержанию материал, ведущий за собой дополнительные обогащающие знания;
– продвинутый уровень, направленный на углубление и расширение знаний школьников, происходящее за счет прибавления детализированного материала, который включает в себя научный компонент и практическую часть.
Первый уровень определяется способностью школьников освоить знания, которые необходимы для усвоения учебной программы, это уровень простейших знаний и навыков. Второй уровень характеризуется добавлением деталей, нюансов о предмете, упущенных на первом этапе.