Комплексный подход в коррекции заикания у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕЗаикание – широко распространенное речевое расстройство, возникающее в период наиболее активного формирования речи и личности у детей раннего возраста. В конце девятнадцатого века психиатр И. A. Сикорский впервые определил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет [25].
Заикание одно из самых распространенных, сложных и продолжительных дефектов речи. Его характеристики сложны, а симптомы разнообразны. Изучение заикания проводилось в течение длительного времени с клинических, физических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций. Его рассматривали такие авторы как И. А. Сикорский, И. K. Хмелевский, Г. Д. Неткачев, Р. E. Левина, Ф. Ф. Рау, Н. А. Власова и многие другие, кто также представлен в данной работе.
Однако, по мнению большинства ученых, заикание – это не просто речевая дисфункция.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы коррекции заикания 6
1.1 Теоретические аспекты заикания 6
1.2 Комплексные системы коррекционной работы с заикающимися дошкольниками 15
2 Комплексное исследование коррекции заикания 25
2.1 Организация и методы обследования детей с заиканием 25
2.2 Комплексная работа по коррекции заикания 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкименко, В. М. Исправление заикания у детей и взрослых : практическое руководство для логопедов / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 141 с. : ил., табл. – (Библиотека логопеда). – ISBN 978-5-222-29364-5.
Анатомо-физиологические механизмы речи : учебное пособие для вузов с практикумом / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Д. А. Щукина, М. С. Юрова ; под общей редакцией О. В. Елецкой. – Москва : Владос, 2020. – 225 с. : ил., табл. – (Учебник для вузов. Бакалавриат). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=690314 (дата обращения: 22.02.2023). – ISBN 978-5-00136-128-2.
Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание : методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). – Москва : Эребус, 1993. – 160 с. : ил. – ISBN 5-86335-001-6.
Арутюнян, Л. З. Работа над речью как основной инструмент коррекции личности в процессе терапии заикания / Л. З. Арутюнян, М. А. Арутюнян // Логопедия. – 2016. – № 1 (11). – С. 57–63. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 22.02.2023).
Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2012. – 219 с. : ил. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). – ISBN 978-5-7695-4125-4.
Борисова, Е. А. Заикание у детей дошкольного возраста / Е. А. Борисова. – Биробиджан : Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, 2022. – 145 с. – ISBN 978-5-8170-0416-8.
Борисова, Е. А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Борисова // Образование и наука, Известия УРО РАО. – 2009. – № 11 (68). – С. 114–122. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13040025 (дата обращения: 24.02.2023).
На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи.
Заключительный этап. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности [32].
С заикающимися рекомендовано проводить преимущественно групповые занятия, но допустимы и индивидуальные занятия.
Логопедические занятия могут быть проведены амбулаторно в поликлинике 2–3 раза в неделю продолжительностью от 20 до 50 минут.
Ежедневно занятия проводят в специальных учреждениях (специальные сады и группы при массовых детских садах и детских домах).
Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии.