Особенности обучения английскому языку детей дошкольного возраста
Введение
В настоящее время стал очевиден тот факт, что раннее начало изучения иностранного языка может оказать благотворное воздействие не только на качество владения им, но и на развитие интеллектуального и нравственного потенциала дошкольников. Именно поэтому в настоящее время обучение иностранным языкам дошкольников становится все более популярным направлением. Однако, чтобы достичь успеха в этом процессе, необходимо обеспечить грамотную, методически обоснованную организацию учебного процесса. Чтобы обучение дошкольников иностранным языкам было успешным, необходимо учитывать все факторы и условия реального процесса обучения и разрабатывать эффективные методики, которые будут соответствовать современному общественному запросу. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью выявить наиболее эффективные методы обучения иностранному языку в работе с детьми дошкольного возраста, которые могут способствовать дальнейшему совершенствованию обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях, поддержанию мотивации на протяжении учебного процесса и заинтересованности в самом языке, а также разрешению многих других проблем связанных с обучением детей иностранному языку. Проблематика работы заключается в малом количестве теоретических и практических исследований в области работы с дошкольниками в плане их обучения английскому языку.
СОДЕРЖАНИЕ. 7
ВВЕДЕНИЕ. 8
1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ ИМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.. 10
1.1 Психолингвистический портрет дошкольника. 10
1.2 Особенности организации учебного процесса дошкольников. 15
1.3 Основные принципы и подходы к обучению иностранному языку дошкольников 20
1.4 Игра, как основная деятельность при обучении английскому языку дошкольников. 29
2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.. 34
2.1 Анализ методов по организации учебного процесса по обучению дошкольников английскому языку. 34
2.2 Разработка комплекса упражнений на основе игрового метода. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста: учебное пособие / Н. М. Аксарина. – Москва : Медицина, 1977. – 303 с. – Текст : непосредственный.
Аллахверанова Е. С. Трудности при обучении дошкольников английскому языку/ Е. С. Аллахверанова. – Текст : электронный // Достижения науки и образования. – 2019. – №2. – С. 67-68. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-pri-obuchenii-doshkolnikov-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 23.04.2023).
Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы: учебное пособие / Е. А. Аркин. – Москва : Просвещение, 1968. – 445 с.: ил.: 9л. – Текст : непосредственный.
Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам: учебное пособие / В. А. Артемов. – Москва : Просвещение, 1969. – 279 с.: ил. – Текст : непосредственный.
Боровая, К. Н. Игры, стихи, загадки для изучения английского языка: учебное пособие / К. Н. Боровая. – Москва : Стрекоза, 2012. – 32 с.: ил. – ISBN 978-5-9951-1490-1. – Текст : непосредственный.
Виноградов, В. А. Лингвистические аспекты обучения языка : учебное пособие / В. А. Виноградов. – Москва : Издательство Московского университета, 1972. – 62 с.: ил. – Текст : непосредственный.
Владимирова Ю. А. Особенности раннего обучения иностранному языку / Ю. А. Владимирова. – Текст : электронный // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2019. – №1. – С. 27-31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rannego-obucheniya-inostrannomu-yazyku-1 (дата обращения: 22.04.2023).
Вронская, И. В. Методика раннего обучения английскому языку: учебное пособие / И. В. Вронская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 336 с.: ил. – ISBN 978-5-9925-1035-5. – Текст : непосредственный.
Выготский, Л. С. Психология развития человека: учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва : Смысл, 2005. – 1136 с.: ил. – ISBN 5-699-13728-9. – Текст : непосредственный.
Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: учебное пособие / А. С. Галанов.
Согласно личностно-деятельностному подходу, учебный процесс должен быть ориентирован на индивидуальные особенности каждого ребенка. Взрослый играет роль организатора и наставника, который руководит процессом обучения, учитывая интересы, мотивы, цели, уровень знаний и умений ребенка. Цель занятия формулируется с учетом потребностей конкретного ребенка, группы или языковой подгруппы. В конце занятия, основанного на личностно-деятельностном подходе, ребенок должен осознавать, что он научился новому и какие знания и навыки улучшились. Организация учебного процесса на основе личностно-деятельностного подхода подразумевает, что все методы и приемы, материал и упражнения, используемые педагогом, должны учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, проходя через “фильтр” его потребностей, мотивов, способностей, активностей, интеллекта и других психологических характеристик. В процессе преподавания иностранного языка, педагог должен также учитывать национальные, половозрастные, индивидуально-психологические (темперамент) и статусные особенности учеников. Стратегии, используемые учениками, также важны для эффективного овладения вторым языком и могут быть связаны с восприятием, запоминанием и извлечением информации, а также с коммуникацией [28, с. 31]. Важнейшей особенностью занятия или урока по иностранному языку является строгая зависимость упражнений от цели урока. Традиционно учебный материал организован тематически. Каждой теме соответствует предметное содержание, с которым ассоциируется прежде всего определенный набор слов. Анализ наблюдений педагогического процесса в дошкольных учреждениях показывает, что часто лексический аспект остается единственным, над которым осуществляется работа в плане обучения иностранному языку. При этом упускается из виду очевидный факт, что речь не состоит из набора разрозненных единиц, что они взаимосвязаны в составе высказывания, обладающего той или иной грамматической структурой.