Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшей группы в разных видах деятельности
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в России сложилась отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Забота о здоровом образе жизни - основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (cт.48 ч.1) указывает на обязанность воспитателей развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, ини
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «здоровье» и определяющие его факторы…………....7
1.2. Проблемы и состояние здоровья дошкольников……………...12
1.3. Понятие о здоровом образе жизни и особенности формирования представлений о здоровом образе жизни в дошкольной образовательной организации.........................................17
Вывод по главе 1…………………………………………………….…22
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение представлений о здоровом образе жизни детей младшей группы в МБДОУ Детский сад …………..……….24
2.2. Проведение комплекса мероприятий по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшей группы в разных видах деятельности МБОУ Детский сад …………………29
2.3. Оценка эффективности работы воспитателя с детьми по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшей группы и подбор методических рекомендаций………………………………………………….…….…33
Выводы по главе 2 ……………………………………………….…….....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..……….….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…..…45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………...….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российский Федерации»: Принят государственной думой 01.11.2011 – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.11.2019). – Текст: электронный.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 29.12.2012 №273 (последняя редакция) – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.11.2021). – Текст: электронный.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему – Доступ из информационно – правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 26.11.2021). – Текст: электронный.
Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с. – Текст: непосредственный.
Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с. – ISBN 5-86775-274-7. – Текст: непосредственный.
Болотина, JI.P. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.P.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. - Москва: Академия, 2005. - 239 с. – ISBN 5-8291-0522-5. – Текст: непосредственный.
Бокина, Т. П. Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО / Т.П. Бокина. – Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. – 2020. – 13 февр. – URL: ttps://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/02/13/aktualnost-problemy-formirovaniya-u-doshkolnikov-osnov (дата обращения: 27.11.2021).
Будкина, Н. Ю. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста / Н.Ю. Будкина. - Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. – 2020. – 24 янв. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/01/24/formirovanie-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-u (дата обращения: 27.11.2021).
Егоров, Б.Б. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» / Б.Б. Егоров. – Москва: Научно-технический центр, 2020. – 196 с. – ISBN 978-5-98229-453-1.
Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. [6]
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, таки вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая дл