Развитие коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, – делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Коммуникативная культура как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Профессиональная культура воспитателя дошкольной образовательной организации с позиции федерального государственного образовательного стандарта 20
1.3. Характеристика коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Организация исследования уровня коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации 45
2.2. Описание программы развития коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации 60
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей: учебник. – Воронеж: МОДЭК. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 80 с.
2. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. – М., 1991. – 204 с.
3. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Екатеринбург, 2009. – 190 с.
4. Ашикова С. Воспитатель и родители // Дошкольное воспитание. –2004. – № 10. – С.44-47.
5. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. – М.: Учитель, 2013. – 78 с.
6. Барылкина Л.П. Проблемы введения и реализации ФГОС и Профессионального стандарта педагога // Перспективы науки и образования, 2015. – № 1. – С.81-86.
7. Байбанова Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: автореф. дис. канд.пед.наук; Северо-Кавказский гос. технич. ун-т. – Ставрополь. – 2005. – 24 с.
8. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М., 1997. – 512 с.
9. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3. – С.4-13.
10. Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. ТЦ «Сфера», 2013. – 167 с.
11. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. – 188 с.
12. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2010. – № 6. – С. 61-68.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
14. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности // Воспитание школьников. – 2004. – №5. – С. 18 – 19.
15. Вайнер Э.Н. Формиров
В рамках теоретического подхода исследователи рассматривают понятие коммуникативной культуры процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной культуры, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру. Одни авторы рассматривают коммуникативную культуру как отдельную характеристику личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А. Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская), другие – как часть более широкого понятия (В.Н. Куницина, В.А. Спивак), третьи – как отдельную характеристику личности (Ю.М. Жуков), четвертые – как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н. Емельянов).Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной культуры: разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л.А. Петровская, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В. Сидор