Изобразительная деятельность как средство эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Введение
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на здоровье детей. Данные исследований В.А. Доскина, В.Р. Кучмы, Е.Т. Лильина в области изучения состояния здоровья детей указывают на увеличение количества детей с нарушением интеллекта, что в свою очередь обуславливает актуальность поиска эффективных путей решения психолого - педагогических проблем этих детей.
Как отмечает В.А. Доскин, «среди нарушений в состоянии здоровья детей, которые приводят к жизнеограничению, 20,5% составляют умственные расстройства» [3, с. 56]. По данным исследователей, в детской популяции России на начало двадцать первого века в возрастной группе от 3 до 7 лет детей с нарушением интеллекта приходится 6 – 8 %.
Произошедшее смещение акцентов в специальной психологии, коррекционной педагогике, укрепление их взаимодействия и взаимообогащения с педиатрией, патопсихологией, физиологией, генетикой, неврологией и психиатрией привели к тому, что в России нач
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...
1.1. Психолого-педагогические характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
1.2. Средства эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Специфика реализации изобразительной деятельности с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями
1.3 Анализ методов диагностики эмоционально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно –экспериментальная работа по реализации изобразительной деятельности как средства эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Диагностика уровня эмоционально - эстетического воспитания дошкольника с интеллектуальными нарушениями
2.2. Реализация методов коррекционной работы для формирования эмоционально – эстетического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью по средством изобразительной деятельности
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Список литературы
Абрамова Г. Возрастная психология. - М., 2007.
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – Академический проект 2005 – 240 с.
Велиева С.В., Психические состояния детей дошкольного возраста:дис…канд.психол.наук.\С.В. Велиева; Казанский технический ун-т-Казань:2001.-231 с.
Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - стр. 32-38.
Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с. - ISBN 978-5-222-11688-3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с. - ISBN 5-09-003428-1.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.
Гаврилушкина О. П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1989.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Грошенков В. И. – М.: Издат. Центр: ''Академия”, 2002 – 205 с.
Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Дефектология. - 1980. - № 2. - 26-30 с.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 96с.
Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О.Ендовицкая// Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - стр. 73-75.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с наруш
Дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальной коррекционно-воспитательной работе, которая направленна на преодоление недостатков, связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков.
Из-за особенностей восприятия и специфики интеллектуальной деятельности дети с интеллектуальными нарушениями допускают в рисунках разнообразные ошибки, значительное место в которых занимает неправильная передача окраски многоцветного предмета. Наиболее распространенной ошибкой является смешение светлых и темных тонов. Наряду с этим наблюдается произвольная замена одного цвета другим, а в ряде случаев окраска полностью не соответствует натурной постановке. Нарушение цветового ритма – характерная особенность декоративных рисунков умственно отсталых школьников. Аналогичные данные получены А.А. Головиной, Н.П. Саккулиной, Г.В. Цикото, Ж.И.