Лингводидактический потенциал окказионализмов и его использование при работе с текстом разных жанров на занятиях по внеурочной деятельности в средней общеобразовательной школе

Скачать дипломную работу на тему: Лингводидактический потенциал окказионализмов и его использование при работе с текстом разных жанров на занятиях по внеурочной деятельности в средней общеобразовательной школе. В которой определено . Изучены
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.11.2024
Объем файла
303 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается, во-первых, в требованиях Государственного стандарта и современных формах государственной аттестации выпускников общеобразовательной школы, согласно которым выпускник должен иметь представление о функционировании окказионализмов в текстах разных жанров; во-вторых, в определении эффективности использования окказионализмов для развития языковых компетенций учащихся и понимания различных жанров текста; в-третьих, в необходимости изучения окказиональных слов в связи с их широкой представленностью в текстах разных жанров и потребностью понимать и интерпретировать такие слова для  полноценного восприятия художественного текста. Объектом исследования является процесс формирования лингвистической компетенции учащихся на основе изучения индивидуально-авторских слов во неурочной деятельности. В качестве предмета исследования рассматриваются структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов, формирующие их лингводидактический потенциал в условиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, в частности при работе с разножанровыми текстами. Цель исследования – определение лингводидактического потенциала индивидуально-авторских слов для развития предметных компетенций учащихся при работе с произведениями разных жанров.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Формирование предметных компетенций учащихся при работе с окказиональной лексикой в художественном тексте 9
1.1. Компетентностный, деятельностный и рефлексивный подходы в обучении русскому языку в средней общеобразовательной школе 9
1.2. Предметные компетенции и принципы их формирования в современной общеобразовательной школе 13
1.3. Содержание лингвистической компетенции и ее связь с другими компетенциями 17
1.4. Современные технологии работы с художественным текстом и индивидуально-авторскими словами на занятиях по русскому языку 20
1.5. Изучение окказиональной лексики в школьной программе: 28
обзор учебников по русскому языку для учащихся средних классов 28
Глава II. Изучение окказиональной лексики на уроках русского языка при работе с художественным текстом разных жанров 32
2.1. Проблема читательской зрелости современного школьника и его текстовые предпочтения 32
2.2. Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов в сказе Н.С. Лескова «Левша», повести-сказке Э. Успенского «Меховой интернат» и стихотворениях В. Маяковского 34
2.3. Комплекс заданий и упражнений по анализу окказиональных слов в художественном тексте 43
2.4. Методика педагогического эксперимента и анализ его результатов 48
Глава III. Лингводидактический потенциал окказионализмов и его использование во внеурочной деятельности 55
3.1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе 55
3.2. Тематический план курса внеурочной деятельности  «Роль окказионализмов в художественном тексте» 58
3.3. План-конспект мероприятия «Окказионалия» по внеурочной деятельности 64
3.4. План-конспект мероприятия «Окказиональский язык в произведениях русских писателей» по внеурочной деятельности 68
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Список использованной литературы

Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Акишина, Н. П. Игры на уроках русского языка / Н. П. Акишина. – Москва ,1988. – 116 с.
Алешина, Л. В. Использование словарей авторских новообразований при изучении русского языка в средней школе / Л. В. Алешина // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 2. – С.198-202.
Бабенко, Н. Г. Важнейшие аспекты теории окказиональности / Н. Г. Бабенко // Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ : учебное пособие. – Калининград, 1997. – С. 5–33. – URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/baben_okk.php (дата обращения 18.04.2023)
Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – С. 11-18.
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин // Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. — Москва : Искусство, 1986. – URL : http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_text.htm (дата обращения: 10.05.2023)
Богданова, Е. С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старшей школе : интегративный подход : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Богданова Елена Святославовна; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2021. – 48 с.
Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста : словарь-тезаурус : учебное пособие / Н. С. Болотнова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 384 с.

В процессе работы над выпускным квалификационным исследованием нами был проанализирован лингводидактический потенциал окказиональной лексики и рассмотрено его использование при работе с текстами разных жанров. Значимыми для нашего исследования являются работы учёных С. Д. Дресвяниной, Л. В. Черепановой, С. Л. Троянской, Н.С. Болотновой, В. Я. Назмутдинова, М. И. Ситниковой, М. В. Смородиновой, И. Н. Добротиной, О. А. Каплуна, Т. П. Оглуздиной, Л. Н. Горобец, И. В. Лайковой, С. А. Семеновской, Н. А. Дрога, Т. А. Гридиной, Е. Н. Барышникова, Е. Б. Евладовой, Г.А. Сергеева, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др.  Для формирования полной картины исследования стоит отметить, что понятие лингводидактический потенциал включает в себя обучающий, развивающий и воспитательный компоненты. Так окказионализмы становятся не только объектом изучения, но и средством обучения. Обучающий компонент предполагает развитие коммуникативной и лингвистической компетенции и ставит целью достижение предметных результатов. Развивающий компонент включает достижение метапредметных результатов. Воспитательный компонент направлен на развитие культурологической компетенции и достижение личностных результатов. Наиболее важным представляется формирование таких предметных компетенций, как лингвистическая и коммуникативная на материале разножанровых текстов, содержащих окказиональную лексику. Понимание явления окказиональности: виды окказионализмов, способы их образования, их функциональные аспекты изучения – помогает ученикам осуществлять текстовую деятельность. В связи с этим нами были разработаны планы-конспекты уроков по внеурочной деятельности. В процессе разработки факультативного курса мы выяснили, что сказ Н.С. Лескова «Левша», повесть-сказка Э.Н. Успенского «Меховой интернат» и поэзия В.В. Маяковского обладают лингводидактическим потенциалом, поэтому из этих произведений с помощью сплошной выборки был отобран дидактический материл, который может быть использован в школьной практике. Результаты анализа, направленного на определение структурно-семантических и функциональных особенностей окказионализмов в разножанровых текстах, также будут использованы при разработке планов-конспектов занятий в факультативном курсе.