Формирование словаря детей подготовительной к школе группы средствами малых фольклорных жанров
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».[1] Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В настоящее время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ 7
1.1. Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………….7
1.2. Методы и приемы формирования словаря. 11
1.3. Малые фольклорные жанры, как средство формирования
словаря ……………………………………………………………………18
Выводы главе 1 .24
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ................................. 25
2.1.Выявление стадии сформированности словаря детей подготовительной к школе группы «Детский сад № 2».. 25
2.2. Разработка педагогических мероприятий по формированию словаря детей подготовительной группы средствами малых фольклорных жанров. 31
2.3. Анализ практической работы по формированию словаря детей подготовительной группы детей средствами малых фольклорных форм и разработка методических рекомендаций .38
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.- Москва : Сфера, 2016. - 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. - Текст : непосредственный.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : с изм. и доп. на 2013 г. – Москва: Эксмо, 2013. – 208 с. - ISBN 978-5-546-00952-1. - Текст : непосредственный.
3. Александрова, Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска / Л. Александрова. – Москва : Скрипторий, 2018. – 160 с. - ISBN 978-5-358-19720-6. - Текст : непосредственный.
4. Веракса, Н. Е. Программа «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы [и др.]. - Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с. - ISBN 978-5-4315-0745-8. – Текст : непосредственный.
5. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова. – Москва : Издательство Юрайт, 2011. - 124 с. – ISBN 978-5-534-08305-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/472592 (дата обращения: 20.10.2021).
6. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2004. - 311с. - ISBN 5-699-03524-9. - Текст : непосредственный.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2004. – 239 с. - ISBN 5-699-03524-9. - Текст : непосредственный.
8. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - Москва : Владос, 2006.- 64 с. - ISBN 5-691-00973-8. - Текст : непосредственный.
9. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности / Н. Ф. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2017. - 128 с.- ISВN 5-691-00254-6. - Текст : непосредственный.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки -хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму [44, с.59]. Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения [9, с.110]. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.