Адаптация первоклассников к школе
Введение
Поступление в школу имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Родители и классные учителя сталкиваются со многими проблемами, связанными с периодом адаптации детей к школе, к новым условиям. С первых дней школа ставит перед ребенком задачи, требующие дисциплины, усердия и внимания. Конечно, ребенку очень трудно справиться со всеми новыми трудностями. Отныне его ведущая деятельность должна стать обучением, а не игрой. Придя в школу, школьник примеряет новые социальные роли: ученик, одноклассник. Это трудно сделать, потому что теперь у него появляются обязанности, которые он должен выполнять, независимо от его желания.
Интерес к новому становится мотивом желания ребенка ходить в школу, изучать новые вещи и становиться сформированной личностью. По данным различных авторов (Александровской Е.М., Антроповой М.В., Вейнер Е.Н., Казина Е.М., Мухиной В.С., Овчаровой Р.В., Позднякова С.В. и др.), каждый год в каждой школе от 15 до 40% детей, посещающих школу, психологически
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей к школьному обучени 6
1.1.Психологическая готовность к школьному обучению 6
1.2.Личностные особенности младших школьников, влияющие на процесс адаптации 15
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации детей к школьному обучению 21
2.1 Организация и методы исследования адаптации детей к школьному обучению 21
2.2 Интерпретация результатов исследования 23
2.3. Психолого-педагогическая программа коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Список используемой литературы
Абрамова Г. С. - Практическая психология: учебнoе пособие / Г. С. Абрамова. - М.: Прометей, 2018. -- 538 с.
Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебнoе пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. - М.: Академия, 2014. -- 329 с.
Алмазов Б. Н. Психология неспокойного детства. Пoсобие школьному психологу и учителю / Б.Н. Diamonds. - М.: Дата-квадрат, 2017. -- 248 с.
Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздин. - Люберцы: Юрайт, 2016. -- 477 в.
Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник / Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. -- 445 с.
Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебник / О.О. Gonin. - М.: Флинт, 2016. -- 272 с.
Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 192 с.
Дина, Рафаиловна, Мерзлякова Диагностика психологической готовности детей к обучению / Дина, Рафаиловна, Мерзлякова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. -- 949 с.
Зедгенидзе, В.Я. Профилактика и разрешение конфликтов среди дошкольников / В.Я. Зедгенидзе. - М.: Ирис Пресс, 2018. -- 112 с.
Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников; Академия - Москва, 2014. -- 176 с.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Многофункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказочная терапия. Игровая терапия. - М.: Машиностроение, 2016. - 646 с.
12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе: монография. / Р.В. Овчарова. - М.: Гостехиздат, 2017. -- 436 с.
13. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. -- 160 с.
14. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя / Г.А. Цукерман. - М .: Вита-Пресс, 2014 .-- 999 с.
15. Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие / Т. И. Чиркова. - М .: Университетский учебник: Инфра-М, 2013 .-- 404 с.
16. Юсупов
Как правило, это благоприятный вариант для начала школы, но он несет в себе одну опасность - сосредоточиться на формальных, бессмысленных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип). [6]
Псевдоучебный тип принятия школьной реальности неблагоприятен, дети этого типа характеризуются некоторой интеллектуальной застенчивостью. Такой ребенок всегда ожидает конкретных указаний от учителя, он отказывается анализировать содержание задания и стремится только копировать образцы. Коррекция этого варианта затруднена, для этого требуется изменение учебной ситуации, внедрение творческих заданий, использование групповых форм обучения, игровых методов проведения уроков. Большая часть учебного времени на уроке должна быть посвящена содержательному обсуждению различных способов решения проблем. [3]
Коммуникативный тип встречается у детей, склонных к демонстративности, страдающие дефицитом внимания. Их поведе