Функциональное изучение основных особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи
Введение
В настоящее время все чаще процесс обучения детей интегрируется в игры. Игровая форма представляет более простую и интересную модель, подходящую для ребенка, за счет которой можно эффективно привлечь внимание и вложить в ученика необходимые знания и навыки. Дети дошкольного возраста в данном случае не являются исключением, скорее напротив – игровая форма обучения воспринимается ими лучше всего.
Актуальность данной работы, главным образом, обусловлена именно тем, что процент детей с нарушениями речи с каждым годом становиться все больше, что изрядно волнует многих родителей и педагогов, поскольку успешное проведение обучения и общая адаптация детей данной категории в дошкольном возрасте, в сущности , является одной из наиболее значимых предпосылок их успешной подготовки к усвоению уже школьных знаний и навыков.
Так же стоит подчеркнуть и то, что на основании исследований специализированных психологов следует сделать вывод о том, что именно игра, по сути своей, обусловлива
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи 5
1.1 Характеристика игровой деятельности 5
1.2 Основы развития общего недоразвития речи у детей 10
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование игровой деятельности детей с нарушениями речи 21
2.1 Организация и проведение исследования на базе МОУ Детский сад №38 21
2.2 Коррекционная работа с детьми с ОНР в рамках игровой деятельности 28
Вывод по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Список литературы
1. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой 3.А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 - 192 с.
2. Борозинец Н.М. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, алалия: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. – Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016. – 203 с
3. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Минск, 2010. – С.99.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. – Москва : Мозаика, 2016. – 56 с.
5. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / И. Н. Горелов. – Челябинск, 1974. – 116 с.
6. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. – М. - С.14 – 24
7. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Изд-во Ард Лтд, 2014. – 320с.
8. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. – Москва : Энергомаш, 1994. – 128 с.
9. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в СПб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан. - М.: «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2015. – 350 с.
10. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3. – с. 57 – 59.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
12. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
13. Левина, Р. Е. Предмет логопедии / Р. Е. Левина // Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никишина, Г. А. Каше [и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1967. – С. 7-29.
14. Левина Р.Е. Спирова О
Во фразе детей встречаются слова, которые состоят из 3-5 слогов. Грамматический строй языка у детей со вторым уровнем ОНР сформирован недостаточно, дети допускают ошибки в словоизменении: испытывают трудности в употреблении сложных и некоторых простых предлогов, заменяют окончания существительных среднего рода окончанием существительных женского рода. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях существительных, в согласовании разных частей речи, в управлении.
Обобщающие слова и слова с переносным значением понимаются детьми неточно. Названия слов, находящихся за рамками бытового общения, дети не знают. У данных детей наблюдаются множественные замены слов: замены по ассоциации, смешения по внешнему сходству, видо-родовые смешения и др.
У детей с третьим уровнем ОНР наблюдается низкая речевая активность, поэтому дети испытывают трудности при программировании содержания высказываний и их оформлении. В связной речи нарушена логик