Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире происходит смена парадигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. К педагогическим реалиям относится утверждение в качестве приоритетной гуманистической парадигмы; разработка концепции гуманитарного образования в рамках непрерывного; осуществление полисистемного дифференцированного образования в массовой школе и новых типах учебных заведений на государственной и частной основе (лицеи, гимназии, колледжи и др.); совместный поиск дидактами и творческим учительством путей совершенствования классно-урочной системы, сочетания ее с другими формами организации обучения, а также создание альтернативных систем.
Как и в предшествующие "поворотные" периоды в развитии образования, внимание широких общественных и педагогических кругов обращается к уроку, являющемуся основной формой организации обучения во всех типах общеобразовательных учреждений, вбирающему в себя в
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 10
Тенденции развития дидактики и их влияние на развитие теории урока 10
Концепции процесса обучения как базовые в разработке теории урока. Сущность урока. 17
Структура, классификация урока 35
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В ПЕРЕДОВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ 57
2.1. Способы реализации в ходе урока идеи активизации учения обучающихся57
2.2. Структурирование, планирование системы уроков 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аккерман С. За дидактику новую, живую и яркую! // Нар. образование. – 1963. – №3. – С. 76-79.
Алленов В. Об индивидуальном подходе к школьникам // Нар. образование. – 1960. – №10. – С. 14-15.
Беспечанский В.П. О соотношении познавательной деятельности учащихся и руководства учителя на уроках в вечерней школе // Развитие самостоятельности и активности учащихся в учебной работе школы. – Челябинск, 1966. – С. 31-39.
Богданова Т., Кириллова П. Мы говорим: да, это замечательный опыт! // Нар. Образование, 1961. – №2. – С. 52-53.
Бокачева А.М. Активизация учащихся на уроках истории // Организация урока в передовых школах Липецкой области. Липецк, 1962. – С. 184-199.
Бондаревский В. Воспитывать глубокий интерес к знаниям у каждого школьника. – Пермь, 1963. – 22 с.
Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1982. – 193 с.
Волков Б.С. Структура урока и работоспособность учащихся // Сов. педагогика. – 1963. – №5. – С. 128-132.
Воробьев Г.В. Урок в опыте липецких учителей // Организация урока в передовых школах Липецкой области. Липецк: Липецкое книжное изд-во, 1962. – С. 21-55.
Гершунский Б.С. Философско-методологические основы стратегии образования в России. – М.: Итпимио, 1993. 160 с.
Данилов М.А. Дидактический анализ липецкого опыта построения уроков // Липецкий опыт рациональной организации урока. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 10-26.
Докладная записка о перспективном плане народного образования в СССР на ближайшие 15-20 лет. ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 5242. Л. 2-14. – 1956.
Елисеева Н.Б. Дополнительные занятия, предваряющие усвоение знаний // Сов. педагогика. – 1965. – №7. – С. 84-87.
Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1963. – 122 с.
Есипов Б.П. Рукопись статьи "Проблема развития самостоятельности учащихся в опыте новосибирских учителей". НА
Стимулировали возникновение на уроке позитивного эмоционального подъема учащихся и задачи, и содержание урока, определяемые учителем, и логика учебного процесса, реализуемая на уроке, и его структура, и методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся напряженно учились и испытывали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.
В теории урока реализовывался деятельностный подход к обучению как доминирующий в развитии школьника через выявление дидактических факторов, методов, приемов и средств, вводящих учащихся в самостоятельную, особенно творческую работу, активизирующую их умственную и морально-волевую сферу.
Исследования по выявлению фак