Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов". В которой рассмотрены предпосылки, условия, факторы, основные тенденции развития дидактической мысли рассматриваемого периода. Проанализированы трактовки сущности урока, структуры, классификации, системы уроков.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
03.11.2024
Объем файла
157 Кб
Количество страниц
86
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3680 руб.
4600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире происходит смена парадигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. К педагогическим реалиям относится утверждение в качестве приоритетной гуманистической парадигмы; разработка концепции гуманитарного образования в рамках непрерывного; осуществление полисистемного дифференцированного образования в массовой школе и новых типах учебных заведений на государственной и частной основе (лицеи, гимназии, колледжи и др.); совместный поиск дидактами и творческим учительством путей совершенствования классно-урочной системы, сочетания ее с другими формами организации обучения, а также создание альтернативных систем.
Как и в предшествующие "поворотные" периоды в развитии образования, внимание широких общественных и педагогических кругов обращается к уроку, являющемуся основной формой организации обучения во всех типах общеобразовательных учреждений, вбирающему в себя в

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 10
Тенденции развития дидактики и их влияние на развитие теории урока 10
Концепции процесса обучения как базовые в разработке теории урока. Сущность урока. 17
Структура, классификация урока 35
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В ПЕРЕДОВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ 57
2.1. Способы реализации в ходе урока идеи активизации учения обучающихся57
2.2. Структурирование, планирование системы уроков 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аккерман С. За дидактику новую, живую и яркую! // Нар. образование. – 1963. – №3. – С. 76-79.
Алленов В. Об индивидуальном подходе к школьникам // Нар. образование. – 1960. – №10. – С. 14-15.
Беспечанский В.П. О соотношении познавательной деятельности учащихся и руководства учителя на уроках в вечерней школе // Развитие самостоятельности и активности учащихся в учебной работе школы. – Челябинск, 1966. – С. 31-39.
Богданова Т., Кириллова П. Мы говорим: да, это замечательный опыт! // Нар. Образование, 1961. – №2. – С. 52-53.
Бокачева А.М. Активизация учащихся на уроках истории // Организация урока в передовых школах Липецкой области. Липецк, 1962. – С. 184-199.
Бондаревский В. Воспитывать глубокий интерес к знаниям у каждого школьника. – Пермь, 1963. – 22 с.
Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1982. – 193 с.
Волков Б.С. Структура урока и работоспособность учащихся // Сов. педагогика. – 1963. – №5. – С. 128-132.
Воробьев Г.В. Урок в опыте липецких учителей // Организация урока в передовых школах Липецкой области. Липецк: Липецкое книжное изд-во, 1962. – С. 21-55.
Гершунский Б.С. Философско-методологические основы стратегии образования в России. – М.: Итпимио, 1993. 160 с.
Данилов М.А. Дидактический анализ липецкого опыта построения уроков // Липецкий опыт рациональной организации урока. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 10-26.
Докладная записка о перспективном плане народного образования в СССР на ближайшие 15-20 лет. ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 72. Ед. хр. 5242. Л. 2-14. – 1956.
Елисеева Н.Б. Дополнительные занятия, предваряющие усвоение знаний // Сов. педагогика. – 1965. – №7. – С. 84-87.
Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1963. – 122 с.
Есипов Б.П. Рукопись статьи "Проблема развития самостоятельности учащихся в опыте новосибирских учителей". НА

Стимулировали возникновение на уроке позитивного эмоционального подъема учащихся и задачи, и содержание урока, определяемые учителем, и логика учебного процесса, реализуемая на уроке, и его структура, и методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся напряженно учились и испытывали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.
В теории урока реализовывался деятельностный подход к обучению как доминирующий в развитии школьника через выявление дидактических факторов, методов, приемов и средств, вводящих учащихся в самостоятельную, особенно творческую работу, активизирующую их умственную и морально-волевую сферу.
Исследования по выявлению фак