Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Речь – один из главных компонентов в нашей жизни. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием для формирования личности ребенка. Своевременное – значит начатое в нужный период; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, а также побуждающее ребенка к овладению речью в абсолютной мере его способностей.
В настоящее время приобретает большую актуальность проблема недоразвития речи у дошкольников.
Нарушение звукопроизношения с сочетанием недоразвития фонетической и фонематической сторон речи являются распространенным дефектом в современном мире [1; 10; 15; 32].
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией. Такие дети встречаются в 10-20% подготовительных групп.
Большое количество изучений отдано фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей, а также методам его преодоления (М. Ф. Фомичева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………..………………3
1 Теоретические аспекты исправления звукопроизносительной стороны речи у дошкольников …………………………………………………….………...…..6
1.1 Особенности нарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи …………………………………………..6
1.2 Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ……………………………………..…..10
2 Изучение влияния логопедической работы на преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников ……………………………………….....16
2.1 Обследование звукопроизношения у дошкольников…………....……...16
2.2 Методические рекомендации по исправлению звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………......24
Заключение …………………………………………………………..….….……27
Список использованных источников ……………………………..…….….…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям : сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников : 5–7 лет / З. Е. Агранович ; художник О. Р. Гофман. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2020. – 147 с. : ил. – (Разработано в соответствии с ФГОС). – ISBN 978-5-89814-161-5.
Анатомо-физиологические механизмы речи : учебное пособие для вузов с практикумом / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Д. А. Щукина, М. С. Юрова ; под общей редакцией О. В. Елецкой. – Москва : Владос, 2020. – 225 с. : ил., табл. – (Учебник для вузов. Бакалавриат). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=690314 (дата обращения: 19.04.2023). – ISBN 978-5-00136-128-2.
Баранова, Г. А. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов : учебно-методическое пособие / Г. А. Баранова, Н. В. Васильева, И. В. Щепетинникова ; Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». – Тула : ТулГУ, 2021. – 210 с. – (Моё призвание – логопед). – ISBN 978-5-7679-4827-7.
Борозинец, Н. M. Логопедия : фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н. M. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : СКФУ, 2016. – 203 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466810 (дата обращения: 20.04.2023).
Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : СКФУ, 2014. – 256 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457155 (дата обращения: 21.04.2023).
С первых занятий по автоматизации звука нужно использовать наглядный материал, а также его проговаривать. Это помогает поддерживать заинтересованность ребенка к занятиям, концентрирует внимание, следовательно, способствует достижению результата.
Таким образом, на этапе автоматизации происходит обогащение словарного словаря, его систематизация и развития грамматического строя речи.
Основная задача этапа дифференциации состоит в том, что нужно воспитать у ребенка устойчивый навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Без помощи родителей логопед не добьется ожидаемого результата. Родители должны помогать специалисту, выполнять и повторять задания, контролируя речь ребенка дома [23].