Особенности просодической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
ВведениеВ настоящее время, вопрос о преодолении нарушений средств общения, а именно стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста, является актуальным и значимым. По мнению Филичевой Т. Б. наиболее распространённым видом речевой патологии детей дошкольного возраста является стертая дизартрия. Данное расстройство включает различные дефекты звукопроизношения, а также нарушения просодических компонентов речи.
Элементы просодической стороны речи играют важную роль в развитии человека. С ее помощью произносимая речь становится более выразительной, разборчивой и эмоционально окрашенной, что облегчает коммуникативный процесс. Важна просодия и для речевого развития ребёнка, так как она несет семантическую, коммуникативную, компенсаторную и эмоциональную функции, считает Е.Э. Артемова.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 5
1.1 Онтогенез просодической стороны речи 5
1.2 Психолого-педагогические особенности дошкольников 13
со стертой формой дизартрии 13
1.3 Причины нарушения просодической стороны речи у дошкольников
со стертой формой дизартрии 21
Выводы по первой главе 26
Заключение 28
Список использованных источников 29
Список использованных источников1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр. ВЛАДОС, 2009.— 287е
3. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. инст-в по спец-ти «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
4. Винарская, Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 165 с.
5. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991. -134 с. дошкольников (коррекция дизартрии): учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
7. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни . —— М.: Медицина, 1981. - 272 с., ил.
8. Катасонова, А. В. Когнитивные функции у детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией легкой формы [Текст ] / Тихоокеанский медицинский журнал.-2015 №4. С. 26-28.
9. Колганова, О.А. Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы / О.А. Колганова // Специальное образование. – 2014. – Т.2, № 3. - С. 95-100
10. Лауткина, С. В. Исследование коммуникативных компетенций у дошкольников со стертой формой дизартрии / С. В. Лауткина // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования : Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции , Могилёв, 23–24 апреля 2020 года / Под редакцией М. И. Вишневского, Е. И. Снопковой. – Могилёв: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2020. – С. 343-348.
1.2 Психолого-педагогические особенности дошкольниковсо стертой формой дизартрииПрежде чем описывать психолого-педагогические особенности дошкольников со стертой дизартрией необходимо дать определение самим терминам «дизартрия» и «стертая дизартрия».
Архипова Е. Ф. указывает, что дизартрия – речевое расстройство, которое включает нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики. Причина данного дефекта – недостаточная иннервация мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного отделов. За счет органического поражения центральной нервной системы происходит нарушение двигательного механизма речи.
Термин «стертая дизартрия» впервые был предложен О. А. Токаревой, которая описывает данный дефект как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления.