Особенности работы над развитием техники в классе альта на примере работы над инструктивными произведениями
ВВЕДЕНИЕ
История альта как полноправного солирующего, ансамблевого и оркестрового инструмента, обладающего собственным уникальным тембром и выразительными возможностями, складывалась на протяжении нескольких столетий. По традиции альт использовался в струнном квартете и симфоническом оркестре для заполнения средних, мелодически малоразвитых голосов в общей музыкальной фактуре и, в силу этого, считался инструментом, лишенным виртуозных возможностей и малопривлекательным с точки зрения художественного репертуара. Эпохой безвременья для альта стал XVIII век, период расцвета оперного искусства. Ведущая роль принадлежала виртуозным вокальным партиям, в то время как роль оркестра сводилась к аккомпанементу блистательных солистов. Функция альта состояла в поддержке средних голосов или усилении басовой партии, звучавшей нередко в трех октавах одновременно.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Становление альтиста исполнителя
на начальном этапе…………………………………………6
Физиологическиеособенности игрового аппарата альтиста
и параметры инструмента………………………………………………6
Основы звукоизвлечения на альте. Работа над звуком……………...8
ГЛАВА ВТОРАЯ. Формирование постановки игрового аппарата
в начальный период становления альтиста……………..12
2.1. Общие постановочные упражнения…………………………………13
2.2. Постановка левой руки альтиста…………………………………….15
2.3. Постановка правой руки альтиста……………………………………18
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Развитие техники и работа
над инструктивно-техническими произведениями
в классе альта………………………………………………21
3.1. Хрестоматии, пособия, школы игры на альте……………………..22
3.2. Работа над инструктивно-техническим материалом
в классе альта…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Список литературы
Альбом начинающего альтиста / Сост. и авт. вст. сл. Я.Ю. Марр. СПб., 2008. 116 с.
Безроднова Н.И. Дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты (альт)». М., 2019. 17 с.
Безруков Г., Ознобищев К. Основы техники игры на альте. М., 1973. 192 с.
Бруни А. Школа для альта. М.-Л.: Музгиз, 1946. 93.
Ваксман А. Гаммы и упражнения для альта. М.: Музгиз, 1952. 48 с.
Горбунов В.М. Альтовая музыка русских композиторов XVIII–начала ХХ века // URL: Альтовая музыка русских композиторов XVIII начала XX века – тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)(дата обращения – 17.12.2022).
Горбунов В.Н. Русское альтовое искусство XVIII–начала ХХ века: Инструмент, сфера применения, композиторское творчество: Автореф. дис. …канд. иск. 17.00.02 – Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону, 2004. 24 с.
Гофман Э. Этюды для альта. М., 1932. 44 с.
Гринберг М.М. Русская альтовая литература. М., 1967. 195 с.
Гуляева Т.В. Зарождение альтового искусства в России // URL: Статья "Зарождение альтового исполнительства в России" 2013г. | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)(дата обращения – 17.12.2022).
Дитина О. Роль и становление альта в оркестре // URL: Роль и становление альта в оркестре. (prodlenka.org)(дата обращения – 17.12.2022).
Жолнерович И.П. Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты // URL: Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты. | Методическая разработка по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)(дата обращения – 14.12.2022).
При постановке альтист часто сталкивается с проблемой излишнего напряжения межпальцевых связок, мышц кисти и предплечья, что ведет к сложностям в достижении мышечно-двигательной свободы при игре на альте. Это связано с расширенной постановкой пальцев на грифе из-за широкой мензуры инструмента. Более полное использование веса обеих рук и правильная расстановка пальцев (по принципу «от четвертого к первому») в игре может помочь решить данную проблему [12].
Таким образом, формирование и развитие постановки альтиста зависит от максимального использования веса рук, так называемый весовой принцип организации, что является специфической особенностью альтового исполнительства.
2.1. Общие постановочные упражнения
Важным этапом при работе над развитием техники в классе альта является научить альтиста осознанному управлению мышечными напряжениями, выявлять их и приводить в расслабленное, свободное состояние.