Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи на этапе адаптации ребенка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Во все времена семья была в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политиков и ученых, начиная с древних философов и заканчивая современными реформаторами. Сегодня институт семьи испытывает трудности.
Относительно новой организацией и социальным институтом по защите детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. Сегодня эта форма позволяет нам решать такие задачи, как повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение их социализации и необходимого уровня родительского воспитания.
Приемная семья – это довольно новая форма семейного воспитания в России. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного Кодекса РФ. Сегодня педагоги осознают важность и эффективность данной формы жизнеустройства детей. У приемных детей разный жизненный опыт, у каждого из них свои личные потребности, все они пережили психологическую травму. Привыкание к новым
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА 9
1.1.Детское сиротство как социально-педагогическая проблема 9
1.2.Ребенок-сирота, как субъект адаптации в приемной семье 16
1.3 Особенности социально-педагогического сопровождения приемной семьи на этапе адаптации ребенка 29
Вывод по главе 1 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА 41
2.1 Особенности сопровождения и поддержки приемных семей, форм и методов на этапе адаптации ребенка 41
2.2 Практические рекомендации социально-педагогического сопровождения приемной семьи на этапе адаптации ребенка 52
Вывод по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большакова Л. Н. Адаптация детей в приемной семье/ Л.Н. Большакова // Семейная психология и семейная терапия. – 2018. – № 4. – С. 28-40
2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова. – СПб: Речь, 2018. – 158с.
3. Евгейчук А.В. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях / А.В. Евгейчук, В. В. Онуфриева // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 588-590.
4. Евсеева Л.А. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Л.А. Евсеева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 457-459.
5. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающих семьях / Н.П. Иванова. – М., БФРГТЗ «Слово», 2021. – 100 с.
6. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 134-138.
7. Лактионова Г. М. Обучающие программы для приемных родителей, опекунов и родителей, имеющих проблемы в воспитании детей // СОТИС – соц. технологии, исслед. – 2019. – № 6. – С. 50-51.
8. Меркулова Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях / Н.А. Меркулова // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2015. – № 51. – С. 88-96.
9. Отделкина Т.Н. Формирование института замещающей семьи: история и современность/ Т.Н. Отделкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – Пенза, 2015. – №4. – С. 104-112.
10. Пакулина С.А. Рождение замещающей
В результате неконтролируемых обстоятельств и прежних неблагоприятных условий жизни сирот, в том числе в детских домах, дети не могут пользоваться социальными правами наравне с детьми из более обеспеченных семей. Таким образом, дети-сироты становятся жертвами издержек воспитания в системе объективных отношений, обусловленных формальным выполнением родительских обязанностей педагогами и воспитателями и безответственной позицией самих биологических родителей, преодолеть которую можно только путем передачи сироты в приемную семью, причем наиболее желательной формой является система усыновления.
Существенную роль в организации личностно-образующего взаимодействия играют психолого-педагогические принципы, выдвинутые Т.В. Анохиной, а именно: принцип индивидуализации, персонификации, проблематизации и принцип диалогизации. По мнению Т.В. Анохиной, ведущим принципом является принцип индивидуализации, который заключается в построении методики домашнего