Изучение жизни и творчества М.Горького в школьной практике
Введение
Картина сегодняшнего обучения литературы в школе остро призывает осмысливать тенденции, устанавливающие уклон вырабатывания методической науки, разработки целой системы, которая позволит реализовать эталон литературного образования и определить перспективные пути его модернизации.
Преподавание русской литературы за рубежом — явление, встречающееся во всем мире. В Узбекистане большое внимание уделяется преподаванию русской литературы и его внедрению, так как Правительство публично подтвердило предложение распространить преподавание литературы на все начальные школы в качестве обязательного предмета с 1-го класса.
Этим объясняется актуальность и важность изучения ключевых направлений изучения творчества М. Горького, способы и методы сегодняшнего обучения литературы в школе.
Сегодняшние учебно-методические программы и материалы, построенные авторскими коллективами методистов и литературоведов и рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ И ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ
1.1. Изучение драмы как рода литературы на уроках в школе
1.2. Система работы над произведениями М.Горького, отраженная в школьных программах по литературе в русской и узбекской школах
Выводы по I главе
ГЛАВА II. КЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО
2.1. Ознакомление с биографией писателя на вводных учебных занятиях
2.2. Уроки по анализу пьесы М.Горького «На дне
2.3. Внеурочные формы работы, посвященные творческому наследию М.Горького
2.4. Методические рекомендации по изучению произведений писателя современными школьниками
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы
Список литературы о М.Горьком
1. Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…»– О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.
2. Николаев Д. Максим Горький (1868 – 1936): к 140 – летию со дня рождения // У книжной полки. – 2008. - №1. – с. 26 – 27
3. Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. – 2006. - №3. – с. 22 – 27
4. Кроссворд «А. М. Горький» // Литература. – 2003. - №15. – с. 16
5. Трубина Л. А. Проблема «Россия – народ» в историческом сознании М. Горького // Литература в школе. – 2000. - №6. – с. 43 – 52
6. Щедрова Л. Читая Горького сегодня // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 82 – 84
7. Гавриш Т. Кто я?: К изучению рассказа М. Горького 20 – х гг. в школе // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 40 – 44
8. Максимова А. Житие великомучеников и представителей Павла и Пелагеи // Литература. – 1995. - №43. – с. 2 – 3
9. Рослякова Л. Трагедия позднего прозрения: Ранние рассказы Горького // Литература. – 1994. - №16. – с. 4 – 5
10. Айзерман Л. С. Бездны мрачной на краю [О рассказах «Страсти – мордасти» и «Бездна»] // Литература. – 1993. - №№33/34. – с. 7
11. Басинский П. Трагедия Максима Горького // Литература. – 1993. - №1. – с. 2 – 3
12. «Без ретуши»: современники о М. Горьком // Литература. – 1993. - №1. – с. 5; 7
13. Мирский Д. Максим Горький //Литература. – 1993. - №1. – с. 6;
14. Анекдоты, апокрифы и были из жизни Горького // Литература. – 1993. - №1. – с. 8
15. Муромский В. П. К Горькому живому, нехрестоматийному: По материалам публикаций последних лет // Литература в школе. – 1992. - №№5,6. – с. 28 – 40
16. Троцкий Л. Д. Верное и фальшивое о Ленине: Мысли по поводу горьковской характеристики Ленина // Литература в школе. – 1992. - №2. – с. 42 – 46
17. Сазонов В. В. Горький о Ленине // Литература в школе. – 1992. - №2. – с. 38 – 41
18. Митин Г. Трагический пророк: О «Несвоевременных мыслях» М. Горького // Литература в школе. – 19
Как было сказано в первой главе нашего исследования, изучение драмы в средней школе имеет ряд особенностей. То есть здесь писатель не рассказывает о жизни и о характерах своих героев, а показывает их действие. Потому нам педагогам следует найти такие оптимальные способы и формы работы, которые, во-первых, позволяют познакомить школьников со спецификой театра как отдельного жанра литературы, а во-вторых, помогают увидеть в изученных стандартах произведения, назначенные для сцены и потому требуют от читателя намного огромного воображения и усилий.
Школьные программы по