Пути профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: "Пути профилактики нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи". В которой исследовано современное состояние проблемы готовности овладения письмом. Исследованы цель, задачи, направления и содержание методических рекомендаций по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2024
Объем файла
289 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
С каждым годом современная система образования предъявляет все более высокие требования к детям, находящимся на этапе завершения дошкольного образования. Однако исследования, сделанные учеными в течении последних десятилетий, говорят о том, что соматическое и психическое здоровье современного дошкольника существенно изменилось и в образовательных учреждениях отмечается увеличение количества о детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с общим недоразвитием речи (Л.Г. Парамонова [28], Г.В. Чиркина [40] и др.)
По определению Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи (далее ОНР) у детей с полноценным слухом и сохранным интеллектом представляет собой такую форму речевого дизонтогенеза, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеющих отношение как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Дошкольники с ОНР составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, в том числе при овладении навыками письма.
Письмо, которое яв

Оглавление
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы готовности овладения письмом 
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма и предпосылок его формирования 
1.2. Клинико-психолого педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР 
1.3  Характер нарушений речевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с ОНР 
Глава 2. Исследование речевой готовности к овладению грамотой у дошкольников с ОНР  
2.1 Цель, задачи, методы организации исследования 
2.2 Теоретические основы и содержание методики исследования речевых предпосылок овладения письмом у дошкольников 
Глава 3. Характер нарушений речевой готовности к овладению грамотой у дошкольников с ОНР 
Глава 4.  Пути профилактики нарушений письма у дошкольников с ОНР
4.1 Цель, задачи, направления и содержание методических рекомендаций по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР
4.2  Дифференцированный подход к профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР
Заключение
Список используемой литературы

 

Список литературы
Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.03. - Москва, 2007. - 194 с.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - Акад. мед. наук СССР. - Москва: Медицина, 1975. - 447 с.
Барылкина Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова. - М.: 5 за знания, 2005. – 128с.
Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. - 223с.
Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - С. Петербург «Образование» 1994. - 86с.
Выготский Л.С. Мышление и речь (Серия «Мастера психологии») / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
Жданова О.А. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте/ вестник ТГПИ №2 / 2011. Гуманитарные науки. – 6с.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопедов: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Литур, 2011. - 316 с.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. - Москва: Просвещение, 1971. - 191 с.
Коноваленко В.В. Серия тетрадей по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у детей. Парные звонкие-глухие согласные. Альбом упражнений для детей 6-9 лет. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство Гном, 2022. – 32с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб:

Значительную роль для уточнения звука играет проговаривание, которое улучшает распознавание звука, обостряет звуковой анализ, увеличивает понимание того, что произносится. Оно и определяет характер письма, косноязычие вызывает «косноязычное» письмо. При устойчивых заменах одного звука другим, при перестановках звуков, при их выпадении делаются такие же ошибки и в письме [36].
С точки зрения М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше [11, 18, 36] уровень усвоения дифференциальных признаков фонем сказывается на письме и чтении детей с общим недоразвитием речи. Это объясняется тем, что в процессе восприятия звука речи в виде письменного знака решающим фактором является четкий и устойчивый правильный слуходвигательный стереотип (фонематическое восприятие) каждого звука.
Недоразвитие фонематической стороны речи не позволяет ребенку освоить звуковой состав слова, поскольку он не понимает различий между речевыми звуками. Это порождает затруднения в определении численн