Формирование пространственного воображения у учащихся средней школы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие новой визуальной культуры и технического прогресса оказывает важное влияние на те требования, которые предъявляются учителям для того, чтобы они могли с успехом развивать у обучающихся пространственное мышление и воображение. В математике решение новых и неординарных проблем представляется особенно важным, и одна из главных задач школьного курса заключается именно в том, чтобы развивать у обучающихся пространственное мышление.
Если школьник умеет свободно и легко работать с пространственными образами, значит, он достиг высокого уровня психического развития. В связи с этим, представляется крайне важным развивать у школьников на уроках геометрии пространственное мышление.
На уроках геометрии пространственное мышление формируется у обучающихся на базе наглядно-образного мышления. Ученики у себя в памяти откладывают те образы геометрических объектов, которые они когда-то восприняли, при этом мысленное представление графического образа способствует всестороннему р
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования пространственного воображения у учащихся…………………………………..6
1.1.Пространственное воображение и показатели его развития………6
1.2.Особенности развития воображения старшеклассников…………...19
1.3.Средства развития пространственного воображения старшеклассников………………………………………………………………..25
1.4.Теоретические основы преподавания темы «Сечение многогранников»………………………………………………………………...32
Глава 2. Методика формирования пространственного воображения у учащихся на уроках геометрии……………………………..45
2.1.Развитие пространственного воображения с использованием УМК «Живая Геометрия»……………………………………………………………...45
2.2. Формирование пространственного воображения старшеклассников при построении сечений многогранников……………………………………..50
2.3.Место задач на построение сечений многогранников в школьном курсе геометрии………………………………………………………………….53
2.4.Разработка урока и системы тренировочных упражнений на тему: «Сечение многогранников» с использованием УМК «Живая геометрия»…..57
Заключение………………………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………….61
Список использованной литературы
1 Алферов, А. Д. Психология развития школьника / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 738 с.
2 Бехтерев, В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / В. М. Бехтерев. – СПб.: Типография Сойкина, 1909. – 50 с.
3 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: СПб.: Питер, 2009. – 398 с.
4 Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ РОН, 2000. – 142 с.
5 Вульф, М. В. Фантазия и реальность в психике ребенка / М. В. Вульф. – Одесса, 1926. – 96 с.
6 Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя – 3-е изд. / Л. С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7 Гладыш, А. А. Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников / А. А. Гладыш // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №3. – С. 26.
8 Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1-2. – С. 22–33.
9 Давыдова, О. В. Развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / О. В. Давыдова. – Магнитогорск, 2006. – 190 с.
10 Дорфман, Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 101–106.
11 Жатсель, А. Воображение / пер. с фр. О. Басанцевой / А. Жатсель. – М.: ФАНР – ПРЕСС, 2006. – 144 с.
12 Иванова, Т. В. Развитие воображения в онтогенезе / Т. В. Иванова // Провинциальные научные записки. – 2015. – № 2. – С. 79–85.
13 Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. – М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 190 с.
14 Ильенков, Э. В. Школа должна учить и мыслить [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: МПСИ, 2009. – 312 с.
15 Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
16 Коршунова, Л. С. Воображ
При этом выбирать формы и методы развития пространственного воображения у детей старшего школьного возраста необходимо, опираясь на психологические особенности, характерные для старшего школьного возраста. Для старшеклассников подойдут формы и методы развития пространственного воображения, которые будут не столь эффективны при работе со взрослыми или младшими школьниками. Это необходимо учитывать педагогу в ходе организации образовательного процесса.
1.4.Теоретические основы преподавания темы «Сечение многогранников»
Одной из самых важных и главных тем, изучаемых в школьном курсе геометрии, является тема сечения многогранников. Что касается теоретических аспектов, то в большинстве учебников эта тема освещается очень подробно и хорошо, но при этом не хватает материалов для практического исследования данной темы, в частности, очень мало текстовых задач, а те, которые присутствуют, в основном, являются репродуктивными и однотипными. Например, учебник Л.С. Атанасяна посвящает исс