Формирование пространственного воображения у учащихся средней школы

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование пространственного воображения у учащихся средней школы". В которой проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования пространственного воображения у учащихся. Разработан урок по геометрии на тему «Сечение многогранников» (10 класс) с использованием учебно-методического комплекса «Живая геометрия».
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2024
Объем файла
361 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Развитие новой визуальной культуры и технического прогресса оказывает важное влияние на те требования, которые предъявляются учителям для того, чтобы они могли с успехом развивать у обучающихся пространственное мышление и воображение. В математике решение новых и неординарных проблем представляется особенно важным, и одна из главных задач школьного курса заключается именно в том, чтобы развивать у обучающихся пространственное мышление.
Если школьник умеет свободно и легко работать с пространственными образами, значит, он достиг высокого уровня психического развития. В связи с этим, представляется крайне важным развивать у школьников на уроках геометрии пространственное мышление.
На уроках геометрии пространственное мышление формируется у обучающихся на базе наглядно-образного мышления. Ученики у себя в памяти откладывают те образы геометрических объектов, которые они когда-то восприняли, при этом мысленное представление графического образа способствует всестороннему р

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3 
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования пространственного воображения у учащихся…………………………………..6
1.1.Пространственное воображение и показатели его развития………6 
1.2.Особенности развития воображения старшеклассников…………...19
1.3.Средства развития пространственного воображения старшеклассников………………………………………………………………..25
1.4.Теоретические основы преподавания темы «Сечение многогранников»………………………………………………………………...32
Глава 2. Методика формирования пространственного воображения у учащихся на уроках геометрии……………………………..45
2.1.Развитие пространственного воображения с использованием УМК «Живая Геометрия»……………………………………………………………...45
2.2. Формирование пространственного воображения старшеклассников при построении сечений многогранников……………………………………..50
2.3.Место задач на построение сечений многогранников в школьном курсе геометрии………………………………………………………………….53 
2.4.Разработка урока и системы тренировочных упражнений на тему: «Сечение многогранников» с использованием УМК «Живая геометрия»…..57
Заключение………………………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………….61

 

Список использованной литературы

1 Алферов, А. Д. Психология развития школьника / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 738 с.

2 Бехтерев, В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / В. М. Бехтерев. – СПб.: Типография Сойкина, 1909. – 50 с.

3 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: СПб.: Питер, 2009. – 398 с.

4 Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ РОН, 2000. – 142 с.

5 Вульф, М. В. Фантазия и реальность в психике ребенка / М. В. Вульф. – Одесса, 1926. – 96 с.

6 Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя – 3-е изд. / Л. С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

7 Гладыш, А. А. Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников / А. А. Гладыш // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №3. – С. 26.

8 Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1-2. – С. 22–33.

9 Давыдова, О. В. Развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / О. В. Давыдова. – Магнитогорск, 2006. – 190 с.

10 Дорфман, Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 101–106.

11 Жатсель, А. Воображение / пер. с фр. О. Басанцевой / А. Жатсель. – М.: ФАНР – ПРЕСС, 2006. – 144 с.

12 Иванова, Т. В. Развитие воображения в онтогенезе / Т. В. Иванова // Провинциальные научные записки. – 2015. – № 2. – С. 79–85.

13 Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. – М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 190 с.

14 Ильенков, Э. В. Школа должна учить и мыслить [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: МПСИ, 2009. – 312 с.

15 Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

16 Коршунова, Л. С. Воображ

При этом выбирать формы и методы развития пространственного воображения у детей старшего школьного возраста необходимо, опираясь на психологические особенности, характерные для старшего школьного возраста. Для старшеклассников подойдут формы и методы развития пространственного воображения, которые будут не столь эффективны при работе со взрослыми или младшими школьниками. Это необходимо учитывать педагогу в ходе организации образовательного процесса.
1.4.Теоретические основы преподавания темы «Сечение многогранников»
Одной из самых важных и главных тем, изучаемых в школьном курсе геометрии, является тема сечения многогранников. Что касается теоретических аспектов, то в большинстве учебников эта тема освещается очень подробно и хорошо, но при этом не хватает материалов для практического исследования данной темы, в частности, очень мало текстовых задач, а те, которые присутствуют, в основном, являются репродуктивными и однотипными. Например, учебник Л.С. Атанасяна посвящает исс