Развитие культурно-гигиенических навыков учащихся подросткового и раннего юношеского возраста во внеурочное время
Введение
В 21 веке вопрос гигиены, чистоты и здоровья стоит очень остро. С 2019 года до сегодняшних дней 2023 года весь мир ежедневно не перестает говорить о серьезной болезни, настигшей всю планету – COVID-19. Сейчас каждый человек как никогда должен переживать о состоянии своего организма и иммунитета. И кто, как не взрослое поколение, должны позаботиться о благополучии подрастающего наследия.
Для полноценного развития ребенка необходимо приобщение к основам здорового образа жизни, где большое значение имеет освоение гигиенических навыков. Безусловно, данные привычки начинают формироваться в раннем возрасте, основы закладываются еще в дошкольном возрасте. Для того чтобы ребенок избежал многих болезней и недугов, чтобы его организм развивался в нормальном темпе, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать простым, но очень важным правилам личной гигиены: уходу за кожей, за полостью рта, волосами, за телом и одеж
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития культурно-гигиенических навыков у школьников подросткового и раннего юношеского возраста 8
1.1Сущностный смысл развития культурно-гигиенических навыков у школьников 8
1.2 Особенности развития культурно-гигиенических навыков учащихся подросткового и раннего юношеского возраста 11
1.3 Педагогические условия организации развития культурно – гигиенических навыков школьников подросткового и раннего-юношеского возраста во внеурочное время 15
Вывод по главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развития культурно-гигиенических навыков у подростков и школьников раннего юношеского возрастаю во внеурочное время 27
2.1Диагностический инструментарий исследования 27
2.2 Апробация занятий по повышению гигиенической грамотности на школьниках подросткового и раннего юношеского возраста 42
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение 1 60
Приложение 2 70
Приложение 3 78
Приложение 4 81
Список литературы
1. Тапешкина Н. В. Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность / Научная статья, УДК 614.2: 613.95 // «Здоровье населения и среда обитания», 2017 — №3 (288). ISSN 2219-5238. С. 43-46.
2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384с.
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Академия», 2001. 343с.
4. Солтан М.М. Методические аспекты гигиенического обучения и воспитания детей и подростков: учеб. – метод. пособие / М.М. Солтан, Т.С. Борисова. – Минск: БГМУ, 2018. – 84с.
5. Рожкова Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 21-26.
6. Шарикова Е.В. Гигиеническая культура современной России / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://culturolog.ru/content/view/591/70 (Дата обращения: 17.01.2023)
7. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва. 2016
8. Хухлаев О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002
9. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: «Бахрах-М», 2006. - 544 с.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во: МГУ, 1981.
11. Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 2000.
12. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ-в пед. вузов. Авторы: / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 624 с.
13. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1975.
14. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. – 2004
15. О.А. Безрукова. Название
Развитие культурно-гигиенических навыков через повешение гигиенической грамотности в школе целесообразно проводить во внеурочное время на классных часах.
Средства гигиенического воспитания выделяем:
− речевые;
− печатные;
− изобразительные;
− действия, обучение практическим навыкам;
− предметные средства.
Формирование культурно-гигиенических навыков происходит в несколько этапов:
1-й этап – выработка навыков использования информации, полученной в повседневной жизни.
2-й этап – оценка своего здоровья и изменение отношения к нему (если образ жизни рискованный) и вредным привычкам.
3-й этап – принятие решения.
4-й этап – закрепление правильного (здоровьесберегающего) поведения.
Такой процесс так же несет цикличный характер.
Грамотно