Русский язык как иностранный в полиэтническом и поликультурном пространстве
Введение
Диссертационное исследование посвящено проблеме обучения инофонов образованию прошедшего времени глаголов на элементарном уровне. Обучение студентов-иностранцев начального этапа русскому языку предполагает, что наряду с расширением их словарного запаса и введением разговорных конструкций, необходимых в различных ситуациях общения на русском языке, даются общие базовые сведения о грамматической системе русского языка и его частях речи.
Актуальность исследования определяется особым местом грамматики в системе обучения русскому языку. Центральное место на уроках по грамматике для начинающих занимает глагол. Все вопросительные и повествовательные конструкции строятся с использованием глаголов. Без знания категорий глагола нельзя активно овладеть русским языком в его устной и письменной формах. Следовательно, знакомство с грамматическими формами русских глаголов необходимо начинать с первых занятий по русскому языку.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение категории времени глагола в современном русском языке….7
1.1. Русские глаголы в прошедшем времени: история вопроса, способы образования, место в сочетании с другими словами, значения в речи и тексте...7
1.2. Основания изучения глаголов в курсе русского языка как иностранного………………………………………………………………………..18
1.3. Методические разработки по изучению времен глаголов русского языка как иностранного……………………………………………………….…...34
Выводы по первой главе………………………………………………..…...61
Глава 2. Формы и приемы работы по изучению прошедшего времени глагола в русском языке как иностранном на элементарном уровне…………………..….65
2.1. Анализ методических рекомендаций по изучению прошедшего времени глаголов в русском языке как иностранном на элементарном уровня……………………………………………………………………………….65
2.2. Система упражнений и заданий для изучения прошедшего времени глаголов инофонами…………………………..……………………………………82
Выводы по второй главе………………………………………………...…102
Заключение……………………………………………...…………………………106
Список литературы…………………………...…………………………………...108
Список литературы
1. Аванесян, Н.З. Изучение категории времени глагола в курсе русского языка как иностранного / Н.З. Аванесян // Молодой ученый. – 2021. – № 2. – С. 127-129.
2. Акишина, А.А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. – Москва: Русский язык. Курсы, 2002. – 256 с.
3. Аникина, М.Н. Начинаем изучать русский. Лестница: учебник-книга по русскому языку / М.Н. Аникина. – М.: Рус. яз., 2001. – 341 с.
4. Антонова, В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина. – Спб.: Златоуст, 2010. – 342 с.
5. Антонова, В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина. – Спб.: Златоуст, 2009. – 256 с.
6. Антонова, В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. – Т.2 / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина. – Спб.: Златоуст, 2012. – 184 с.
7. Артыкова, Г.Ш. К вопросу об использовании глагольных форм в художественном тексте / Г.Ш. Артыкова // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 889-892.
8. Бабина, С.А. Теоретические основы начального курса русского языка / С.А. Бабина, Е.В. Белоглазова. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2014. – 197 с.
9. Баранова, И.И. Русский глагол. Учебное пособие для иностранных учащихся / И. Баранова, Н. Русакова, Н. Т. Мелех. – Санкт-Петербург: Русский язык. Курсы, 2019. – 328 с.
10. Баранова, И.И. Учебное пособие «Русский глагол» в аспекте ТРКИ / И.И. Баранова // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2011. – № 1. – С. 103 -107.
11. Бердиева, Т. Ч. Особенности изучения времени глагола в курсе РКИ / Т.Ч. Бердиева // Наука XXI века: взгляд в будущее: Материалы ХIII Всероссийской научно-практической конференции учащейся молодежи. – 2021. – С. 51-54.
12. Битехтина, Н.Б. A Living Russian Grammar: beginner, intermediate / Н.Б. Битехтина, Л. Грушевская. – М.: КРЭФ-Р, 2010. – 179 с.
Чтобы освоить что-то новое, непривычное, нужно прежде всего понять его структуру. Поэтому от преподавателя часто требуется готовность и способность объяснить все случаи поведения несовершенного и совершенного видов глагола, в том числе и те, что выходят за рамки базовых, начальных значений и правил функционирования совершенного и несовершенного вида.
Русские глаголы (в том числе глаголы движения) с приставками — ещё одно серьёзное испытание для изучающих русский язык. Эти глаголы принадлежат к активному запасу, следовательно, они являются неотъемлемой частью так называемого курса русского языка для выживания, то есть некоего языкового коммуникационного минимума, и тем сложнее проблема адаптации к этой сложнейшей системе [Борисова, 2018, с. 46].