Развитие художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного экспериментирования
ВВЕДЕНИЕ
Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребёнку условия, в которых личность могла бы реализовать себя максимально, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей [1].
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества [4]. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в дошкольном учреждении является художественная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное [2].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ…………………………………………………......6
1.1 Образовательные задачи художественно - продуктивной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………..…...6
1.2 Особенности развития художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста……………………............................................11
1.3 Художественное экспериментирование как средство развития художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….....16
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ……………….…..….26
2.1 Содержание и организация эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития художественно–продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………26
2.2 Серия занятий по художественному экспериментированию, направленная на развитие художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….39
2.3 Методические рекомендации к серии занятий по художественному экспериментированию, направленные на развитие художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………64
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2017. 320 с.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 2010. 96 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 464 с.
Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. № 3. Проект ?Любознайка? / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. 2011. 64 с.
Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман. М., 2019. 224 с.
Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. 2017. №11. стр. 32-38.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 2015. 125с.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. М.: Просвещение, 2014. 160 с.
Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. № 2? Г.Г. Григорьева // Дошкольное воспитание. 2019, 342 с.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:?учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. М.: Академия, 2010. 344 с
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие.– М.: Центр педагогического образования, 2013 141с.
Диагностический инструментарий для выявления художественных способностей старших дошкольников: методический сборник / Сост. О.П. Науменко. Краснокаменск, 2013. 43 с.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. / Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2017. 160 с.
Итак, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов или игровых ситуаций, максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.
Каждый из нас имеет творческие способности. Необходимо развить их в ребенке, чтобы он стал гармоничным, развитым и успешным человеком. Для этого ребенок должен иметь возможность заниматься разными видами деятельности: петь, танцевать, сочинять сказки, рисовать и т.д. Ключевым моментом в развитии творческих способностей является развитие воображения и мышления, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. Воображение может быть воссоздающим или творческим. Это зависит от того, создает ли ребенок самостоятельные, оригинальные, яркие образы или пользуется образами из памяти.