Изучение опасных природных явлений в школьном курсе географии

Скачать диплом с рассмотрением формировании и развитии базовых знаний об опасных природных явлениях посредством школьного курса географии.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2024
Объем файла
3273 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕОбучение учащихся грамотному поведению при проявлении различного рода опасностей и начальному ознакомлению с ними является одним из особых положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования PФ, ФГOC общего образования второго поколения. Курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – OБЖ), безусловно, принадлежит ключевая роль в обеспечении учащихся системой знаний о природных явлениях. Вместе с тем значительным потенциалом для формирования знаний об опасных природных явлениях и правилах безопасного поведения в случае их возникновения, обладает и школьный курс географии, изучение которого способствует развитию представлений о причинах возникновения явлений и процессов, представляющих опасность для человека. Также, и о географии этих явлений и процессов, их специфике в различных районах мира, o признаках надвигающейся угрозы, o правилах поведения в сложных ситуациях.
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Теоретические основы опасных природных явлений 5

1.1 Базовое понятие опасных природных явлений 5

1.2 Основные причины возникновения опасных природных явлений 6

1.3 Классификация опасных природных явлений 12

2 Роль опасных природных явлений в курсе географии 27

2.1 Общая характеристика учебного предмета «География» 27

2.2 Рабочая программа 5 класса и как в ней предусмотрено изучение опасных природных явлений 32

2.3 Изучение природных катастроф Земли в программе 7 класса 39

2.4 Обобщение опасных явлений природы в разработке 8 класса 48

3 Исследование географической грамотности учащихся в области опасных природных явлений 52

3.1 Технологическая карта мероприятия 52

3.2 Анализ качества проведённого урока в соответствии с требованиями образовательного процесса 60

Заключение 63

Список использованных источников 65

Приложение А Материалы к уроку по географии «Землетрясения и вулканы» 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкимов, В. А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах / В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев. – Москва: Деловой экспресс, 2004. – 346 с. – ISBN 5-89644-062-6.
Арефьева, Г. Я. Интегрированные уроки география, биология, экология, ОБЖ, химия / Г. Я. Арефьева // География в школе. – 2002. – № 3. – С. 70–75.
Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации / под ред. С. К. Шойгу. – Москва: ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2000. – 269 с. – ISBN 5-287-00241-6.
Баринов, А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера. Часть 2. Чрезвычайные ситуации в атмосфере и гидросфере: учебное пособие / А. В. Баринов, В. А. Седнев, А. Н. Неровных, И. А. Лысенко, Е. И. Кошевая. – Москва: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 53 с. – ISBN 5-89-552-183-5.
Баринова, И. И. Программа основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5–9 классов (классическая линия) / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – Москва: Издательство Дрофа, 2014. – 447 с.
Бахтин, Ю. К. Географическое образование: история и современность / Ю. К. Бахтин, К. А. Соловьев // Научный журнал «Молодой ученый». – 2014. – № 21. – С. 53-55.
Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В. Борисова, В. П. Бугрин. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 364 с. – ISBN 5-7563-0126-7.
Бояринова, С. П. Опасные природные процессы: учебное пособие / С. П. Бояринова. – Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. – 109 с.
Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С.150–154.
Ващенко, В. Инновационность и инновационное образование / В. Ващенко // Социология образования. – 2000. – № 6. – С. 23–25.
 


Различают следующие виды наводнений:
Половодье – ежегодный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега и льда;
Паводок – быстрый подъем уровня воды, возникающий нерегулярно, от сильных дождей и кратковременного снеготаяния. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Следующие последовательно один за другим паводки могут вызвать половодье;
Зажор – скопление масс шуги (рыхлые куски внутриводного льда и мокрого снега) и внутриводного льда в период осеннего ледостава, создающее стеснение русла на отдельном участке реки и вызывающее изменение уровня воды;
Затор – скопление льда во время ледохода, создающее стеснение русла на отдельном участке реки и вызывающее изменение уровня воды;
Нагонные наводнения – вызываются ветровыми нагонами воды на берега больших озер, водохранилищ и в морские устья рек.