Изучение опасных природных явлений в школьном курсе географии
ВВЕДЕНИЕОбучение учащихся грамотному поведению при проявлении различного рода опасностей и начальному ознакомлению с ними является одним из особых положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования PФ, ФГOC общего образования второго поколения. Курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – OБЖ), безусловно, принадлежит ключевая роль в обеспечении учащихся системой знаний о природных явлениях. Вместе с тем значительным потенциалом для формирования знаний об опасных природных явлениях и правилах безопасного поведения в случае их возникновения, обладает и школьный курс географии, изучение которого способствует развитию представлений о причинах возникновения явлений и процессов, представляющих опасность для человека. Также, и о географии этих явлений и процессов, их специфике в различных районах мира, o признаках надвигающейся угрозы, o правилах поведения в сложных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы опасных природных явлений 5
1.1 Базовое понятие опасных природных явлений 5
1.2 Основные причины возникновения опасных природных явлений 6
1.3 Классификация опасных природных явлений 12
2 Роль опасных природных явлений в курсе географии 27
2.1 Общая характеристика учебного предмета «География» 27
2.2 Рабочая программа 5 класса и как в ней предусмотрено изучение опасных природных явлений 32
2.3 Изучение природных катастроф Земли в программе 7 класса 39
2.4 Обобщение опасных явлений природы в разработке 8 класса 48
3 Исследование географической грамотности учащихся в области опасных природных явлений 52
3.1 Технологическая карта мероприятия 52
3.2 Анализ качества проведённого урока в соответствии с требованиями образовательного процесса 60
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение А Материалы к уроку по географии «Землетрясения и вулканы» 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкимов, В. А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах / В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев. – Москва: Деловой экспресс, 2004. – 346 с. – ISBN 5-89644-062-6.
Арефьева, Г. Я. Интегрированные уроки география, биология, экология, ОБЖ, химия / Г. Я. Арефьева // География в школе. – 2002. – № 3. – С. 70–75.
Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации / под ред. С. К. Шойгу. – Москва: ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2000. – 269 с. – ISBN 5-287-00241-6.
Баринов, А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера. Часть 2. Чрезвычайные ситуации в атмосфере и гидросфере: учебное пособие / А. В. Баринов, В. А. Седнев, А. Н. Неровных, И. А. Лысенко, Е. И. Кошевая. – Москва: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 53 с. – ISBN 5-89-552-183-5.
Баринова, И. И. Программа основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5–9 классов (классическая линия) / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – Москва: Издательство Дрофа, 2014. – 447 с.
Бахтин, Ю. К. Географическое образование: история и современность / Ю. К. Бахтин, К. А. Соловьев // Научный журнал «Молодой ученый». – 2014. – № 21. – С. 53-55.
Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В. Борисова, В. П. Бугрин. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 364 с. – ISBN 5-7563-0126-7.
Бояринова, С. П. Опасные природные процессы: учебное пособие / С. П. Бояринова. – Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. – 109 с.
Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С.150–154.
Ващенко, В. Инновационность и инновационное образование / В. Ващенко // Социология образования. – 2000. – № 6. – С. 23–25.
Различают следующие виды наводнений:
Половодье – ежегодный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега и льда;
Паводок – быстрый подъем уровня воды, возникающий нерегулярно, от сильных дождей и кратковременного снеготаяния. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Следующие последовательно один за другим паводки могут вызвать половодье;
Зажор – скопление масс шуги (рыхлые куски внутриводного льда и мокрого снега) и внутриводного льда в период осеннего ледостава, создающее стеснение русла на отдельном участке реки и вызывающее изменение уровня воды;
Затор – скопление льда во время ледохода, создающее стеснение русла на отдельном участке реки и вызывающее изменение уровня воды;
Нагонные наводнения – вызываются ветровыми нагонами воды на берега больших озер, водохранилищ и в морские устья рек.