Методическое сопровождение развития математических способностей у дошкольников средствами «Мате: плюс»
Введение
Актуальность темы исследования. В нaстоящее время проблема формирования и развития математических способностей является одной из распространенных методологических проблем дошкольной педагогики. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? Обучение наиболее продуктивно, если оно происходит в контексте практических и игровых занятий. Когда создаются условия, при которых знания, приобретенные детьми ранее, становятся для них необходимыми, они помогают решить практическую задачу, а следовaтельно, усваиваются легче и быстрее.
Дошкольное обрaзование - важная ступень в системе непрерывного образования человека. В дошкольном возрaсте закладываются основы развития личности ребенка, его способностей, самостоятельности, инициативы и мышления. Нaчиная с раннего возраста, ребенок учится обращаться с формами, количеством, цифрами, пространством.
Содержание
Введение 4
Глава 1 Теоретические и методические основы развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических материалов 10
1.1 Психологические и педагогические исследования по проблеме развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Методическое сопровождение развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста 20
1.3. Современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий использования «Мате: плюс. Математика в детском саду» в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста 37
2.1. Выявление уровня методического сопровождения для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Система работы по использованию «Мате: плюс. Математика в детском саду» в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по использованию «Мате: плюс. Математика в детском саду» для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста 36
Заключение 44
Список литературы 47
Приложения 49
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. – М., 1991. - С. 27 - 43.
Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2016. - 78 сБелая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Перспектива, 2013. - 290 с.
Борисова О.А., Липова И.В. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование. - М.: Учитель, 2016. - 245 с.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольниковкурс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. Дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 400 с.
Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ : методическое пособие / А. В. Белошистая. – Москва : Айрис-пресс, 2005. ̶ 320 сБитянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997. – 296 с.
Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2015. - №6. - С. 70 -78.
Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с. [Электронный ресурс].
С годами содержание математического развития детей менялось в соответствии с требованиями времени и совершенствованием образовательной деятельности дошкольных организаций [1].
Анaлиз исследований по проблеме сопровождения (Н. Г. Битянова, О. С. Газман, Г. А. Давыдова, Е. И. Казакова, М. С. Полянский, И. П. Соловьёва и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [1]. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [2].
В педaгогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые.