Реализация кластерного подхода при подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образования региона
ВведениеАктуальность исследования. Подготовка квалифицированных и конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики – приоритетная составляющая государственной образовательной политики в общественно-политических и социально-экономических условиях. От компетентности кадров, их профессиональной подготовленности во всех сферах деятельности зависит экономика страны, определение материального и духовного потенциала государства.
Высокие требования общества и работодателей к уровню современных специалистов обусловливают потребность в совершенствовании среднего профессионального образования (далее – СПО) и модернизации всей системы профессионального образования. Максимальная готовность к оперативному и грамотному решению производственных задач, способность быстро включаться в рабочие процессы, корректировать свою общественную и профессиональную деятельность в новых социально-экономических условиях – качества, необходимые выпускникам среднего профессионального образования.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кластерного подхода к подготовке педагогических кадров системы профессионального образования 9
1.1 Формирование и развитие кадрового потенциала системы профессионального образования 9
1.2 Кластерный подход к подготовке педагогических кадров в системе среднего профессионального образования 22
1.3 Региональная модель развития профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования на основе кластерного подхода 31
Глава 2. Организационно-педагогические условия реализации кластерного подхода при подготовке педагогических кадров региональной системы профессионального образования 39
2.1 Подготовка педагогических кадров колледжа в условиях создания и развития образовательно-отраслевого кластера сферы услуг 39
2.2 Организационно-методическое обеспечение реализации кластерного подхода при подготовке педагогических кадров колледжа 55
2.3 Анализ эффективности формирования профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации кластерного подхода 60
Заключение 69
Литература 73
Приложение 1 85
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 декабря 2012 г. с изменениями и дополнениями (ред. от 07.10.2022)]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174(дата обращения: 06.06.2023).
2. Российская Федерация. Президент. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. : Указ Президента РФ № 204 [принят от 7 мая 2018 г.] // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2023).
3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. №1688-р) : [сайт]. – URL: https://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 20.05.2023).
4. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» : приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 // АУ «Институт развития образования» : [сайт]. – URL: https://iro86.ru/images/Documents/ 2019/nac.proekt/Федеральный_проект_Молодые_профессионалы.pdf#1 (дата обращения: 08.06.2023).
5. Положение о развитии образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы российской федерации «Развитие образования». <Письмо> Минпросвещения России от 23.05.2022 № 05-728 : [сайт]. – URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23052022-n-05-728/ (дата обращения: 08.06.2023).
6. Методические рекомендации по вопросам организации внедрения моделей кластерного взаимодействия в системе среднего профессионального образования / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственный институт новых форм обучения» // ГИНФО. – Москва, 2019. – URL: http://ginfotest.web152.ru/news/metodicheskaya-i-konsultacionnaya-podderzhka-po-soprovozhdeniyu-vnedreniya-modeley-klasternogo-vzaimodeystviya-v-spo (дата обращения: 01.03.2023).
7. Методические рекомендации по обеспечению кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. – URL: https://kas-7.mskobr.ru/files/metod/metod-rec/metod.-rekomendacii-kadry-i-sot_19.07-1.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
8. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Версия 2.0 / Агентство стратегических инициатив, Министерство образования науки России, Федеральный институт развития образования. – Москва, 2016. – URL: http://moodle.krirpo.ru/activity-2/method_help/data/zam/13MetodRecDualModel.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
9. Доклад «О реализации государственной политики в сфере образования в Томской области» за 2020-2022 гг. (Глава 3. Профессиональное образование, п.п 3.2 ; 3.4. Анализ состояния кадрового потенциала СПО Томской области) // Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области. – URL: https://depvpo.tomsk.gov.ru/Otcheti-i-dokladi-o-deyatelynosti (дата обращения: 08.06.2023).
10. Образовательно-отраслевые кластеры. «Региональная модель образовательно-отраслевых кластеров Томской области» // Распоряжения ДПО Томской области : [сайт]. – URL: https://dpo.tomsk.gov.ru/obrazovatelno-otraslevye-klastery (дата обращения: 08.06.2023).
11. Соглашение о сотрудничестве в образовательно-отраслевом кластере сферы услуг от 16.03.2021. ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг» : [сайт]. – URL: https://college.tomsk.ru/college https://drive.google.com/file/d/1zEVRA-HGr71oCSHFVOwyJ5yl7rkfoNPs/view (дата обращения: 10.06.2023).
12. Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг. Приказ П-Д 8213 от 31.08.2022» : [сайт]. – URL: https://college.tomsk.ru/college (дата обращения: 10.06.2023).
13. План работы образовательно-отраслевого кластера сферы услуг на 2023-2024 учебный год (ред. от 24.05.2023) : [сайт]. – URL: https://college.tomsk.ru/college (дата обращения: 10.06.2023).
14. Александрова, Н. Г. Особенности подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образовании / Н. Г. Александрова // Интеграция наук – 2020 : материалы национальной научно-практической конференции. Краснодар, 01 февраля 2020 г. – Краснодар, 2020. – С. 116-122.
15. Анисцына, Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе / Н. Н. Анисцина // Креативная экономика. – 2010. – № 4 (40). – С. 91–97.
Характеристика экспериментально-опытной базы исследования. В настоящее время ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг» (далее – ОГБПОУ «КИПТСУ») – многоуровневая и многопрофильная профессиональная образовательная организация, реализующая программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена, с получением среднего общего образования, программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Учредитель колледжа – Томская область в лице Департамента профессионального образования Томской области.
Юридический адрес колледжа: улица Ивана Черных, 97, город Томск, Томская область, Российская Федерация, 634062.
Колледж осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», другими законодательными актами Российской Федерации и Томской области.
Действующий Устав ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг» утвержден распоряжением Департамента профессионального образования Томской области от 05.02.2015, № 28 и зарегистрирован в ИФНС по г. Томску 26.02.2015 г.