Реклама и PR в продвижении образовательных услуг высшего учебного заведения
Введение
Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими во внешней среде. В частности, современный рынок образовательных услуг отличается высоким уровнем конкуренции, как среди государственных, так и среди негосударственных вузов. Качество оказываемой услуги стало определяющим при выборе учебного заведения. При этом специфика рынка высшего образования определяется, прежде всего, сложившейся негативной демографической ситуацией, возрастанием дефицита абитуриентов из-за уменьшения количества выпускников школ и усилением межвузовской конкуренции. Еще одной причиной повышения активности рекламы и PR вузов является введение единого государственного экзамена, т.к. у абитуриентов появилась возможность подавать документы в разные вузы и на разные формы обучения. Государственные вузы, по-прежнему, остаются активными субъектами образовательного рынка, однако, для упрочения их позиций актуализируется необходимость разработки грамотного стратегического и тактического плана остаются активными субъектами образовательного рынка, однако, для упрочения их позиций актуализируется необходимость разработки грамотного стратегического и тактического плана по продвижению образовательных услуг. Данная задача осуществима с помощью средств и инструментов рекламы и PR.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы продвижения образовательных услуг вуза …………………………………………………………………… 6
1.1. Образовательные услуги вуза как объект продвижения ……………… 6
1.2. Средства рекламы в продвижении образовательных услуг вуза … 12
1.3. Инструменты PR в продвижении образовательных услуг вуза 1
Глава 2. Практика продвижения образовательных услуг ФГБОУ
ВО «Уральский государственный педагогический университет» … 28
2.1. Анализ деятельности и конкурентов Института социального образования ………………………………………………………………… 28
2.2. Анализ продвижения образовательных услуг Института социального образования …………………………………………………. 36
2.3. Разработка средств рекламы и PR в продвижении услуг Института социального образования………………………………………………….. 50
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения ………………………………………………………………… 76
Список использованной литературы
Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
Арташина И.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2015. – 111 с.
Баталова О.С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. 2012. С.110-114.
Белый Е.М., Романова И.Б. Маркетинг-микс образовательных услуг вуза // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 2 (42). С.10-12.
Бернадская Ю.С., Марочкина С.С., Смотрова Л.Ф. Основы рекламы: Учебник / Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2013. – 281 с.
Блюм М.А., Молоткова Н.В. PR-технологии в коммерческой деятельности: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. – 104 с.
Бородин В.А., Бородина О.П., Болховитина Е.Н. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (рынки предприятий): Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. – 140 с.
Букина Ю. PR вузов: сравнительный опыт России и Израиля. Режим доступа: http://pr-club.com/assets/files/pr_lib/pr_raboty/2009/04.doc (дата обращения 15.04.2017).
Завалько Н.А. Проблемы маркетинга образования в аспекте продвижения образовательных услуг // Вестник Омского университета. 2011.№ 3. С.119-123.
Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2011. – 226 с.
Зундэ В.В. Концепция формирования системы интегрированных маркетинговых коммуникаций: Монография. – М.: Экон.науки, 2015. – 180 с.
Калужский М.Л. Четыре вида продвижения товара в маркетинге. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/prodazhi-prodvizhenie-tovar-marketing- reklama-sponsorstvo-torgovlja/ (дата обращения: 20.10.2017).
Карданова К.А. Технологии продвижения образовательных услуг высших учебных заведений // Научный альманах. 2016. № 12-1 (26). С.151- 154.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2012.– 736c.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Сфера образовательных услуг на сегодняшний день активно принимает участие в системе рыночных отношений. В ее рамках реализуется механизм согласования интересов всех субъектов рынка образовательных услуг: физических лиц, работодателей, органов управления государства. В ходе решения первой задачи исследования образовательные услуги вуза рассмотрены как объект продвижения. Наличие различных субъектов рынка образовательных услуг вуза и рассогласованность интересов его потребителей и заказчиков приводит к необходимости формирования эффективных систем управления продвижением образовательных услуг для завоевания своей доли на рынке. В настоящее время на рынке образовательных услуг существует огромное количество предложений по подготовке кадров в различных сферах. Зачастую, человек, желающий получить образование, испытывает затруднение при выборе
образовательного учреждения, направления подготовки и программы обсечения. В связи с этим появилась необходимость продвижения образовательных услуг, как источника информирования целевой аудитории о предложениях, существующих на рынке образовательных услуг, а также как способ формирования бренда и имиджа учебного заведения.
Что касается маркетинга в образовательной сфере, то он определяется спецификой образовательных услуг, представляющих собой конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде удовлетворения определенной потребности в образовательном продукте или услуге, либо непосредственно в виде деятельности, приводящей к обновлению или восстановлению потребительских свойств образовательных услуг. Образовательным услугам присущ ряд характеристик: неосязаемость (невозможно попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до их получения); неразрывность производства и потребления образовательной услуги (в отличие от товара услугу нельзя произвести впрок; качество услуг; неспособность образовательных услуг к хранению), т.е. важной отличительной чертой услуг является сиюминутность.
Реклама и PR являются наиболее важными элементами маркетинговых коммуникаций для продвижения образовательных услуг вуза.