Организация досуга в семье и его влияние на учебно-воспитательный процесс в школе
Введение
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа - два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива - единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения. В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..………….….. 4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В СЕМЬЕ….6
1.1 Семья как институт воспитания ребенка……………………………………6
1.2 Школа как учебно-воспитательная организация…………………………10
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы……………………………………………………………………………18
2 ВЛИЯНИЕ ДОСУГА В СЕМЬЕ НА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ…………………………………………………………22
2.1 Формы и методы организации учебно-воспитательного взаимодействия семьи и школы………………………………………………………………….22
2.2 Организационно-педагогическая работа школы с родителями…………27
2.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдулова, Т. П. Досуг в семье. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2015. - 288 c.
2. Анчиков, А. П. Организация досуга в семье. Методические рекомендации / А.П. Анчиков. - М.: Педагогические технологии - НН, 2017. - 164 c.
3. Безруких, М. М. Учебно-воспитательный процесс в семье и школе. Пособие для педагогов и родителей / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 747 c.
4. Безух, К. Е. Организация досуга. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия / К.Е. Безух, др.. - Москва: ИЛ, 2016. - 214 c.
5. Белоусова, Т.Л. Досуг как воспитательный процесс школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2020. - 755 c.
6. Головкина, С. Х. Организация и планирование досуга в семье / С.Х. Головкина, Т.Г. Овсянникова. - М.: Педагогическая литература, 2020. - 192 c.
7. Бочарова, Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье. Учебное пособие для СПО / Н.И. Бочарова. - М.: Юрайт, 2018. - 240 c.
8. Бурмистрова, Е.В. Методика организации досуговых мероприятий. Учебное пособие для СПО / Е.В. Бурмистрова. - М.: Юрайт, 2018. - 660 c.
9. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 366 c.
10. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Средняя группа от 4 до 5 лет: родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект карт / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 357 c.
11. Куприянов, Б.В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра. Практическое пособие для СПО / Б.В. Куприянов. - М.: Юрайт, 2019. - 904 c.
В основе этой типологии лежат основные средства воспитательного воздействия: язык, опыт, деятельность, игры и психологические упражнения (тренинги). Таким образом, выделяют пять типов воспитательной деятельности школьников: словесно - логический, образно-художественный, трудовой, игровой и психологический. Вербально-логические формы. Основным средством воздействия является вербальное (словесное убеждение), которое в ответ вызывает у детей эмоции. К этому типу относятся беседы на самые разные темы, обсуждения в классе, собрания, встречи и лекции. Основное внимание здесь уделяется обмену информацией и привлечению учеников, учителей и других взрослых к обсуждению проблем. Этот вид образовательной деятельности проводится в школах по всему миру, но методология, методы или используемые технологии могут отличаться [11]. Воображаемые формы искусства. Это совокупность видов детской деятельности, в которых основное влияние оказывает общественный опыт, связанный в основном с эстетическими ощущениями. Главное - вызвать сильные, глубокие и возвышенные коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на фестивалях и в других подобных ситуациях. Педагоги должны уметь предоставлять такой коллективный опыт, который лучше всего подходит детям. Такие формы, как концерты, театр и праздники, обладают большим потенциалом. Работа во внеурочное время. На детей положительно влияет совместная работа и, в более широком смысле, разнообразная деятельность и любой вид работы. Сюда входит целый ряд работ внутри школы, от обычной уборки до ремонта школы, садоводство, работа в парке, работа на ферме, в школьных кооперативах, типографиях, информационных центрах и т. д. Существуют также различные виды работы, такие как помощь нуждающимся людям, работа в органах местного самоуправления, работа в общественных движениях и организациях.