Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. По имеющимся данным Министерства образования Российской Федерации, за последнее время число детей с нарушениями речи постоянно увеличивается. На сегодняшний день 87% детей дошкольного возраста имеют отклонения в речевом развитии. К нашему большому сожалению, эти цифры постоянно растут.
Наиболее распространенными причинами этого являются родовые травмы, генетические факторы, частота заболеваний, имитация неправильной речи окружающих, плохая экология и, безусловно, недостаток родительского внимания. Современные родители всё чаще заменяют живое общение со своим ребенком на использование различных современных средств общения. Родителям проще дать ребенку смартфон, нежели начать общаться. Из-за того всего возникают проблемы не только во взаимопонимании между родителем и ребенок и, но и самое главное, страдает сам ребенок. Так как с нарушениями в речи ребенку будет очень непросто в нашем современном мире.
Такие известные отечественные ученые, как
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………...………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………...............8
1.1. Формирование фонематического восприятия в онтогенезе в трудах отечественных и зарубежных ученых…………………………………………8
1.2. Роль логоритмических занятий в формировании фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ……......23
2.1. Характеристика уровня сформированности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в экспериментальной группе……………………………………………………...23
2.2. Реализация коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях логоритмикой…………32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …………………...………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…63
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…69
СПИСОK ЛИTЕРАTУРЫ
1. Александрова Н. Г. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебнометодическое пособие для логопедов и воспитателей./ Т.В.Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с. Электронный ресурс URL: pedlib.ru›Books/2/0291/2_0291-1.shtml (дата обращения: 10.11.22)
2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 180 с.
3. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития
речи дошкольников. М.: АСТ, 2008. 60 с. Электронный ресурс URL: https://pedlib.ru/Books/5/0194/5_0194-1.shtml (дата обращения: 13.11.22)
4. Бабушкина Р.Л. Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. СПб.: «КАРО», 2015. 212 с.
5. Базжина Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком. М. : Изд. Московского университета, 2005. 84 с. Электронный ресурс URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001267146 (дата обращения: 27.10.22).
6. Белянина В.М. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. Электронный ресурс URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005967124 (дата обращения: 6.11.22).
7. Боскис P.M. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети // Советский спорт2004. № 34. С. 3. Электронный ресурс URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002583057 (дата обращения: 16.11.22).
8. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностранного: Метод. руководство / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Рус. яз., 1990. - 246 с. Электронный ресурс URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001548147 дата обращения: (7.11.22).
9. Ветлугина Н. А Музыкальное воспитание и развитие ребенка Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Москва: [б. и.], 1967. - 46 с. Электронный ресурс URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01006114602 (дата обращения: 12.11.22).
10. Волкова Л.С., Волкова Л. С. Логопедия: методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М.: Владос, 2004. 360 с. Электронный ресурс URL: https://studfile.net/preview/1729177/ (дата обращения: 22.10.22).
11. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 272 с. (Коррекционная педагогика).
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Перспектива, 2018. 224 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Изд. РГПУ,
2008. 472 с. Электронный ресурс URL: https://www.labirint.ru/books/134972/ (дата обращения: 20.10.22).
14. Гиляровский В. А. Психиатрия
Когда дети достигают шести лет, они обычно уже в состоянии корректно произносить все гласные и согласные своего языка и слова с разными слоговыми структурами.
При достижении седьмого года произношение ребенка становится все более и более похожим на произношение взрослых и соответствует нормам языка.
В процессе развития фонематическое восприятие также проходит определенные этапы, которые могут оказывать влияние на способность ребенка воспринимать и произносить звуки родного языка.
Роза Евгеньевна Левина выделила несколько этапов становления фонематического восприятия у детей [25]:
На первой стадии (дофонематическая) у детей отсутствует дифференциация звуков речи. Они понимают смысл речи благодаря интонации, ритму и общему звуковому рисунку слова. До 6 месяцев основную роль играет интонация, а к 6 месяцам ритм приобретает смысловую направленность.
На второй стадии дети могут распознавать акустически отдаленные фонемы, но не могут отличать близкие фонемы, что приводит к искаженному произношению.
На третьей стадии дети уже могут