Особенности просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире наблюдается большая тенденция к увеличению количества детей с различными речевыми нарушениями, в их число входит и такое нарушение, как нарушение просодической стороны. Недостаток просодических компонентов сказывается не только на снижении коммуникативного потенциала ребёнка, стимулируя формирование негативных личностных качеств, но и мешает полноценному познавательному развитию, создавая препятствие для овладения навыками чтения и письма, необходимых для осуществления школьной учебной деятельности.
Требование к получению образованию представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором подчёркивается важность «речевого развития как владения речью как средством общения и культуры» [41]. В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование – обеспечение равного доступа
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Просодические компоненты и онтогенетическое становление просодики в логопедической литературе 6
1.2 Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 18
1.3 Обзор диагностических методик обследования просодических компонентов речи с дизартрией 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. Исследование уровня развития просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста. 29
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2 Анализ результатов первичного обследования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 44
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение 1 62
Список использованной литературы
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография [Текст]. / Е.Э.Артемова– М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. 123 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. [Текст]/ Е. Ф. Архипова – М.: АСТ, 2011. – 200 с
3. Архипова, Е.Ф. Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой / Е.Ф. Архипова. – 2006. 39 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf. (дата обращения: 15.03.2022).
4. Бабина, Г. В. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией [Текст] / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес. – Москва, 2015. –Текст : непосредственный.
5. Бабина, Г. В.Практикум по дисциплине логопедия. Дизартрия. [Текст]/ Г. В.Бабина, Р. Е.Идес–М. : Прометей, 2012. 108 с.
6. Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций [Текст] / В.П. Балабанова, Н.В. Серебрякова, С.Б. Яковлев [и др.]. – Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. 232 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: Гуманитар, изд. Центр «Владос», 2009. – 287 с.
8. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. Инст-в по спец-ти «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
9. Беспоместных, О. А. Просодическая сторона речи и ее генез в дошкольном возрасте // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2017[Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039349 (дата обращения: 15.12.2022).
10. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика: кн. Для логопеда[Текст] / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. Томск, 2001.
11. Винарская, Е.Н. Дизартрия.[Текст]/ Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов– М.: АСТ Астрель, Хранитель, 2006. 141 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во академии пед. Наук РСФСР, 1961. – 471 с.
13. Гончаренко, Т.С. Просодическая сторона речи в структуре речевого общения[Текст] / Т.С.Гончаренко, В.А. Дубовская // В сборнике: Гармонизация развития личности детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Сборник материалов Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Курган, 2021. С. 19-24.
14. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и корр
Кроме этого, отмечается невозможность сознательной смены ребёнком высоты тона. При превышении процесса внутримозгового возбуждения над торможением, отмечается повышением тембра, высоты и громкости голоса, при этом отмечается его неустойчивость, иногда он может срываться на фальцет. Как и другие характеристики голоса, ритм тоже неустойчивый и неоднородный. В тех ситуациях, когда преобладает процесс торможения отмечается замедлением темпа речи [19].
Одним из главных проявлений дисфункции речевых мышц является искажение различных видов интонаций, в исследованиях определено, что часто затруднения у детей проявляются при реализации вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Это дополняется нарушением восприятия и различения интонаций [32]. Е.Ф. Архипо