Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в художественной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Уровень патриотического воспитания у граждан любой страны имеет огромное влияние на развитие всех сфер данного государства, «патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности», подчеркивает необходимость развития указанного качества у подрастающего поколения [27].
Актуальность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста нашла свое отражение в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознат
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………7
1.1. Патриотическое воспитание детей как педагогическая проблема ……… 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….14
1.3. Возможности художественной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников ……….……………………………………….. 23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………… 29
2.1. Диагностика патриотического воспитания младших школьников на начальном этапе практического исследования ………………………………… 29
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в художественной деятельности ………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….………………….………………………. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………...................... 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова – М.: Айрис-пресс, 2022.
Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников, 2018.
Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа, 2020.
Афанасьева, М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Л. Афанасьева; Моск. гос. гум. ун-т. – Москва, 2018.
Бабич, Л. В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя [Текст] / Л. В. Бабич // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: сб. ст. – М., 1991.
Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников [Текст] / В. К. Белобородова // Вопросы психологии. – 2020.
Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. [Текст] / Н. И. Болдырев М.: Педагогика, 2019.
Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2010 г.
Борисова, Ю. Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» [Электронный ресурс]. Омск, 2019.
http://www.omgpu.ru/sites/default/files/newsimages/1564/programma.doc (дата обращения 15.01.2023).
Бородина, Е. Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е. Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания [Текст] / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев; под ред. М. П. Бузского. – Волгоград, ВолГУ, 2018.
Вороненко, А. Г. Модель школьной сист
Дети абсолютно доверяют ему, его слова для них являются истинными и значимыми. Корни такого отношения к педагогу кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя считаются примером для подражания, детям не терпится завоевать его похвалу, одобрение. По этой причине учителю не сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.
Важная роль в формировании чувства патриотизма у младших школьников отводится поступкам, переживаниям и действиям ребёнка, которые он совершал в дошкольном возрасте. В течение этого периода жизни у ребенка зарождаются представления о доме, родителях, городе и селе, где он родился, о том, что его окружает и что называется малой Родиной. В.А. Сухомлинский отмечал, что любовь к Отчизне начинается с любви к матери. Вот почему воспитание патриотизма рекомендуется вести в несколько этапов. Выстраивать по логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (к родному дому), к ро