Формирование умения диалогической речи в рамках заданий ЕГЭ по английскому языку
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: как показывает практика, наибольшую трудность у учащихся при формировании умений устной речи вызывает именно диалогическая речь и в основном та её часть, которая связана с восприятием реплик партнёра.
В школьном УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Rainbow English» (10 класс) [4] есть несколько диалогов, которые можно использовать как базу для формирования умения диалогической речи, но они практически не связаны с изучаемой темой устной речи. Поэтому мы решили взять тексты диалогов из ЕГЭ (раздел «Аудирование», 2 задание)) и использовать их как основу для работы над формированием умения диалогической речи. Другими словами, основная работа заключалась в том, что мы соединили классическую схему работы над диалогом и тексты диалогов из ЕГЭ (раздел «Аудирование», 2задание)).
Объектом исследования является процесс обучения школьников английскому языку.
Предметом исследования является процесс обучения школьников диалогической речи на уроках
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................6
1. Теоретические основы обучения диалогической речи учащихся старшей школы...........................................................................................................................9
1.1. Говорение как вид речевой деятельности............................................... 9
1.2. Характеристика диалога и диалогической речи.......................................... 13
1.3. Лингвистические и психологические характеристики диалога как формы говорения. Классификация диалогов. Связь диалогической речи и аудирования...........................................15
1.4. Способы работы с диалогом……………………………………………….21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ........................26
2. Анализ УМК по английскому языку для 10 класса под ред. О.В. Афанасьевой с точки зрения содержания упражнений на говорение в формате диалога. Проведение опытного обучения и анализ его результатов………....... 27
2.1. Анализ УМК по английскому языку для 10 класса под ред. О.В. Афанасьевой с точки зрения содержания упражнений на говорение в формате диалога...........................27
2.2. Проведение опытного обучения и анализ его результатов........................30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.......................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................59
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). /М.:ИКАР, 2009.-448 с.
Амброс Е.Р. Система упражнений для развития диалогических умений // Иностранные языки в школе. – 2015. – №6. – С. 48 – 54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23794464 (дата обращения: 13.05.2023).
Арушанова, А.Г. Истоки диалога. 5-7 лет: книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова./ М.: Мозаика – Синтез, 2004. 186 с.
Афанасьева О.В. Английский язык. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова.-М.: Жрофа,2014. 253 с.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. – Москва: Русский язык, 1997.13 сВерещагина. И.Н. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / 2-изд., дораб. Москва: Просвещение, 1998. 231 с.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд.,стереотип / И.Р. Гальперин. – М.: КомКнига, 2007.144 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений/ М.:Издательский центр «Академия», 2006. 336с.
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.432 с.
Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Ч.1: учеб. пособие / Издательство Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы, 2009.196с.
Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва: Сов. энцикл., 1990. 682с.
Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Ляховицкий. – М.: Высшая ш
Изучение методической литературы позволяет выделить ряд трудностей обучения диалогу, которые обусловлены характеристикой диалогической речи с точки зрения психологии и лингвистики.
Как уже отмечалось ранее, одной из таких характеристик является реактивность, то есть необходимость учитывать речь партнера в ходе разговора и готовиться к неожиданным поворотам событий. Кроме того, диалогическая речь сильно зависит от ситуации, в которой она происходит, что также может создавать трудности для учащихся, особенно для тех, кто изучает язык как иностранный. По словам Е.Н. Солововой, для адекватной реакции на речь партнера и возможностью среагировать в неожиданных ситуациях необходимо уметь аудитировать, обладать определенным речевым слухом и компенсаторными умениями [25].
Кроме того, социальные навыки также играют важную роль в диалогической речи. Учащиеся должны уметь устанавливать контакт с партнером, поддерживать разг