Дидактические игры математического содержания как средство развития внимания детей 5-6 лет
Введение
Актуальность исследования. Внимание является значимым в познавательной деятельности детей дошкольного возраста, воспитателю дошкольной образовательной организации важно знать все об особенностях его развития.
Знаменитые психологи А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо занимались исследованием проблем развития внимания. Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением.
Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы развития внимания детей 5-6 лет посредством дидактических игр математического содержания
1.1 Развитие внимания у детей 5-6 лет как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………………………… 6
1.2 Особенности развития внимания детей 5-6 лет…………………… 13
1.3 Развитие внимания детей 5-6 лет посредством дидактических игр математического содержания ………………………………………. 17
Выводы по первой главе…………………………………………….. 21
2 Экспериментальная работа по развитию внимания детей 5-6 лет посредством дидактических игр математического содержания
2.1 Изучение уровня развития внимания детей 5-6 лет ………………… 23
2.2 Содержание работы по развитие внимания детей 5-6 лет посредством дидактических игр математического содержания ….. 37
2.3 Анализ результатов работы по развитию внимания детей 5-6 лет посредством дидактических игр математического содержания ….. 42
Выводы по второй главе…………………………………………... 49
Заключение ……………………………………………………………… 51
Список используемой литературы …………………………………… 53
Приложения ……………………………………………………………..… 56
Список используемой литературы
Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника [Текст]. М.: Лениздат, 2016. 251 с.
Баксакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст]. М. : НПО «МОДЭК», 2015. 64 с.
Башаева Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображения. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет [Текст]. Ярославль : Академия развития, 2008. 208 с.
Березкина Л. В., Кляуззе В. П. Эргономика. Для студентов учреждений высшего образования [Текст]. Минск : Высш. шк, 2013. 540 с.
Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания [Текст] // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 127-131.
Богословский В. В. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 1981. 87 с.
Борисова Н. Ю. Основные особенности внимания дошкольников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2019. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota (дата обращения: 19.01.2023).
Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст]: учеб. пособие М. : Мозаика-Синтез. 2022. 504 c.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. [Текст] // Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 256 с.
Гальперин П. Я. К проблеме внимания [Текст]. М. : Просвещение. 2016, 461 с.
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирования внимания [Текст]. – М.: Издательство Московского университета, 2015. 102 с.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов [Текст] / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 425 с.
Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст]. М.: Педагогика, 2013. 160 с.
Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре [Текст] : Методическое пособие. М. : Творческий центр Сфера, 2016. 211с.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник. М. : Академия, 20
Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. В таких играх дошкольникам необходимо запомнить содержание картины и затем угадать, например, картинку которую перевернули вниз, либо нужно запомнить ее, и узнать из целого ряда других картинок. Этот вид игр направлен на развитие логического мышления, формирования у детей целостного восприятия, умения составлять из частей целый предмет. Проведение данных игр может быть индивидуальным, парным и подгрупповым. Огромное значение имеет знакомство детей с содержанием материала, чтобы они понимали и могли выполнить поставленные задания. Дидактические игры математического содержания учат ребенка взаимодействовать с другими детьми, быть внимательным, и удерживать в поле внимания других детей. Все виды дидактических игр математического содержания могут оказывать только положительное влияние на развитие внимания дошкольников 5-6 лет.