Формирование основ музыкальной грамотности младших школьников на занятиях в вокальной эстрадной студии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в системе образования РФ происходят различные изменения, появляются новые вызовы и требования как к системе в целом, так и к отдельным методикам и технологиям. Сегодня от школьного образования требуется не только формирование у учащихся базы академических знаний, но и развитие их способностей, а полученные знания учащиеся должны уметь применять для решения разных задач. Для достижения названных целей разрабатываются новые стратегии, формулируются новые понятия, одним из которых стало «функциональная грамотность». Функционально грамотного человека отличает способность применять полученные с жизненным опытом знания, умения и навыки в различного рода ситуациях: в сфере профессиональной деятельности, в коммуникации с социумом и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
1.«Музыкальная грамотность» как понятие в педагогике музыкального образования
2.Эстрадная вокальная студия в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе
3.Голосовые возможности младших школьников для обучения эстрадному вокалу
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
1.Диагностика уровня сформированности музыкальной грамотности младших школьников на занятиях эстрадным вокалом
2.Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию основ музыкальной грамотности младших школьников на занятиях в вокальной эстрадной студии
3.Контрольный этап опытно-поисковой работы по формированию основ музыкальной грамотности младших школьников на занятиях в вокальной эстрадной студии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700-Музык. образование / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - Москва : ACADEMIA, 2004. – 333 с.
Баренбойм Л. А. Путь к музицированию . - Ленинград ; Москва : Сов. композитор, 1973. - 268 с.
Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: метод диагностики проблем : учебное пособие / И. Б. Бархатова. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023. — 64 с.
Безбородова Л.А., Заварина С.Ю. Педагогические проблемы в теории музыкального образования // Наука и школа. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-problemy-v-teorii-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.04.2023).
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. М. Алиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. — 512 с.
Большая советская энциклопедия [Текст] : [В 30 т.] / Глав. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - Москва : Сов. энциклопедия, 1969-. - 26 см. Т. 30: Экслибрис-ЯЯ. Т. 30. - 1978. - 631 с., 33 л. ил., карт., портр. : ил., портр.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. : ил., карт.; 27 см.; ISBN 5-85270-015-0 (В пер.)Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Изюрова Ольга Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
Гаврилова Е. З. Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 161 с.
Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. 3е изд.,испр. – М. : Рус. яз., 1986 - 840 с.
От рождения ребенок имеет два голосовых регистра: грудной и фальцетный. Г. П. Стулова определяет это как использование вокалистом «натуральных голосовых регистров»[36, с.25]. Каждый регистр управляется внутренней или внешней самостоятельной мышечной системой. Смешанное (микстовое) звукоообразование появляется ближе к младшему школьному возрасту (7-10 лет) в результате спонтанного пения. Это обусловлено созреванием структур головного мозга, ответственных за управление сложно-координированными актами. Младшие школьники на занятиях эстрадным вокалом прибегают к использованию разных регистров. Это зависит от природы голоса, вокальных способностей на данном этапе, физического и музыкального развития, методики обучения и т.п. Учащиеся с хорошо развитой вокальной моторикой пользуются микстом близким к фальцету или фальцетным способом голосообразования. Использование же грудного способа голосообразования и микста близкого к грудному резонированию характерно для младших школьников, имеющих нарушения координации между слухом и голосом.