Методика развития творческих способностей младших школьников с использованием алгоритмического рисования и графических загадок

Скачать дипломную работу на тему: Методика развития творческих способностей младших школьников с использованием алгоритмического рисования и графических загадок. В которой охарактеризован процесс развития творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства. Проанализировано теоретическое обоснование, разработка и проверка в ходе опытно-поисковой работы условий эффективного использования алгоритмического рисования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.10.2024
Объем файла
6955 Кб
Количество страниц
19
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Актуальность выпускной квалификационной работы. Современный мир – это эпоха научного инновационного прогресса во всех сферах жизни. Потребность в постоянном техническом совершенствовании порождает возникновение новых образовательных задач. Каким должно быть новое поколение в условиях современных реалий? Бесспорно, оно должно состоять из разносторонних и многогранных личностей. С одной стороны, воспитание должно быть направлено на эмоциональное и морально-патриотическое устойчивое развитие. С другой стороны, современный человек должен иметь гибкое критическое мышление и быструю реакцию на меняющиеся условия окружающего мира, уметь действовать нешаблонно и творчески подходить к решению возникающих проблем. Чтобы обеспечить эти условия для нового поколения, мы должны направить свою педагогическую деятельность на развитие творческих способностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) фиксируется значимость развития творческих способностей.  Стандарт задает ориентир на воспитание творческой личности, но в условиях только общего образовательного процесса некоторые возможности становятся ограниченными, поэтому важно отметить, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО одной из главных задач учителя является создание условий для развития творческих способностей обучающихся на уроках и во внеучебной деятельности, то есть с использованием возможностей дополнительного образования [36].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……...………………………….…………………............……

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …..

1.1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития  творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства …………..……………..…….

1.2. Варианты использования алгоритмического рисования и графических загадок в качестве средства развития творческих способностей младших школьников ……………..……………………...

1.3.    Теоретическая модель методики развития творческих способностей младших школьников с использованием алгоритмического рисования и графических загадок………………......

Выводы по первой главе ……………………………………..…………..

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИХ ЗАГАДОК ……..……………………………....................

2.1. Организация опытно – поисковой работы по проверке эффективности методики развития творческих способностей младших школьников с использованием алгоритмического рисования и графических загадок….……………….………………………………...

2.2. Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с применением алгоритмического рисования и графических загадок…………..…………………………….……………

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы………………………………………………………………….…..

Выводы по второй главе …………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………….....

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………......

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………....

Список литературы

Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Санкт–Петербург, 2001. – 261 с.
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: изд–во Казанского ун–та, 1998. – 317 с.
Бердяев, Н.А. Самопознание /Н.А.Бердяев. М.: Мир книги, 2008. – 416 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). [Текст] / Р. Бернс. – М., 1986. – 78 с.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.– 320с.
Боно, Э. Серьезное творческое мышление [Текст] / Э. де Боно. – Пер с англ. Д. Я. Онацкая – Мн.:ООО"Попурри", 2005.– 416 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]: психологический очерк / Л. С. Выготский. – М., 1991. – 92 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Под редакцией и со вступительной статьей В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.В.Выготский. -М.: Педагогика, 1991. - 486с.
Грановская, Р. М. Элементы практической психологии. - 5 изд. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 272 с.
Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] // Возрастная и педагогическая психология – М. : Педагогика 1973. – 224 с.
Друдлы // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BB%D1%8B (дата обращения: 13.03.2023).
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. – М.: Детство-пресс, 2013 – 52 с.
Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков ; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. – М. : Новая шк., 1996. – 432 с.
Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. - Л.: Просвещение, 2015. - 128 c.
Казаков, В. Г. Психология [Текст] : учебник для индустриально– педагогических техникумов / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. – М.: Высш. шк.,. 1989.– 383 с
Кедров, Б. М. О творчестве в науке и технике [Текст] / Б. М. Кедров. – М.: Мол. гвардия, 1987.–192 с.
Комарова, Т.С. Сказочные образы в детских рисунках [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1991, № 2. - 54 – 56 с.
 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р
Коссов, Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Высшая школа, 1971. - 320 с.
Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс] // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. 1998. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/pervie_4tenija/p4_kudrjavcev_1.htm (дата обращения 18.04.2023).
Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления [Текст] / Т. В. Кудрявцев. – М.: Педагогика, 1975. С. 33-46.
Кудрявцев, В.Т. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.Т.Кудрявцев // Журнал «Дошкольное воспитание».– 1995.– № 9. – С. 54-57, № 10. – С. 32-34.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 394 с.
Лук, А.Н. «Мышление и творчество» [Текст] / А.Н.Лук. – М.: изд-во политической литературы, 1976. – 144 с.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов – М.: Просвящение,1990.– 192 с.
Мастер - класс "Техника Друдлы" // nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/07/master-klass (дата обращения: 13.03.2023).
Матюшкин, А. М. Загадки одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин. – М.; 1993. – 327 с.
Медынский, Е.Н. Общая теория Е.Н.Медынский. - М.: Петроград, 1993. - 138с.

Для детей старших групп добавляются объекты с большим количеством деталей, в связи с чем используются алгоритмы с большим количеством шагов. Используются алгоритмы выполненные графическим способом.
Схемы изображения стилизованы, однако совершенно очевидно обозначают конкретное животное, из-за чего безошибочно узнаются детьми.  При обучении младших школьников рисованию животных сначала предлагается назвать форму туловища и головы животного, затем демонстрируется последовательность рисования, называются части тела и их форма: голова – круглая; туловище – овальное, клюв – треугольный. В младшем школьном возрасте большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной деятельности. Для развития продуктивного творчества детей необходимо позаботится о наглядности: подобрать картинки, иллюстративный материал,  алгоритмы изображения с последовательностью работы для какого-либо изображения. Это дает возможность подчеркнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности.
В этом возрасте дети продолжают овладевать умением самостоятельно читать и изображать по схемам и образцам на заданные темы. Методика предусматривает следующие формы организации деятельности: фронтальная работа (это совместная работа педагога и ребенка), самостоятельная работа (изображения выполняются произвольно от руки или с помощью шаблонов, по мере возможности ребенка), групповая работа (дети выполняют небольшой группой заданную тему).