Формирование читательской грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
«Чтение – вот лучшее учение!» А.С. Пушкин
Ни для кого не секрет, что дети, которые хорошо читают, хорошо учатся. Однако неумение хорошо читать приводит к трудностям при выполнении различных образовательных заданий. Таким детям становится неинтересно на уроках, они неусидчивы, они не ходят в библиотеку. Это происходит потому, что чтение книг при слабых навыках чтения им не приносит удовольствия.
В условиях информатизации и интеллектуализации общества и перехода на электронные носители информации, интерес к чтению и к книгам как духовной и социокультурной ценности снижается. Дети отдают предпочтение просмотру телевизора, играм на компьютерах, планшетах и смартфонах. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотного человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности 7
1.2 Этапы формирования читательской грамотности 17
1.3 Методы и приемы развития читательской грамотности в начальной школе 24
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Методика выявления уровня сформированности читательской грамотности младших школьников 30
2.2 Организация работы по формированию читательской грамотности у младших школьников 36
2.3 Анализ результатов исследования 40
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М.Ю. Измерители качества обучения по литературному чтению: М.Ю. Алексеева. – Москва: Владос, 2013. – 96 с.
Булеца, А.В. Формирование читательской грамотности младших школьников в структуре функциональной грамотности обучающихся: статья / А.В. Булеца. – Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2022. - №1.
Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]. – Москва : Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема: А.В. Воронцов // Начальная школа. – 2016. - №4. – с.8-15.
Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография / М.П. Воюшина. – Санкт-Петербург: СПЕКТР, 2015. – 320 с.
Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2009. – 416с.
Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева. – Начальная школа. – 2017. – №12. – С. 65-68.
Доскарина, Г.М. Исследование в действии: способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина // Молодой ученый. – 2016. - №10. – с.19-21.
Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А. Дьякова. – Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной конференции / под общей редакцией Н.С. Болотновой. – Томск, 2020. – С. 250-255.
Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А. Ермоленко. – Москва: Ин-т теории образования и педагогики Рос.акад. образования, 2002.
Ефимова, О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников / О.И. Ефимова. – Москва: Академия, 2021. – 209 с.
Этим движением подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение). По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подаётся всё реже и, наконец, отменяется совсем.
На начальном этапе важно дифференцировать задания для учащихся с разными уровнями темпа чтения:
- (для слабочитающих) чтение с чётким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя, чтение с линейкой;
- выделяю посильные для индивидуального чтения части текста;
-хоровое, групповое, выборочное и комментированное чтение;
- скандирующее чтение (отстукивание темпа) для регуляции темпа чтения и др.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:
Логические упражнения со словами (анаграммы, шарады, метаграмы, поиск обобщающих слов, нахождение лишнего слова или предложения в тексте и т.д.);
работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами;