Эдектронные игры-тренажеры как средство активизации познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) самую многочисленную и полиморфную группу составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР), в большинстве своем обучающиеся в настоящее время в условиях инклюзивного образования. Согласно проведенному Е. А. Кочетовой анализу статистических данных об образовании детей с ЗПР в 2019/2020 учебном году, выявлено, что именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью.
Тем не менее, вне зависимости от организационной формы обучения (специальной или инклюзивной), ребенок с ЗПР должен получать образование с учетом его особых образовательных потребностей, а для этого специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать их психофизические особенности развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7
1.1. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.3. Электронные игры-тренажеры как средство активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 33
2.1. Диагностика исходного уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 33
2.2. Результаты изучения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 38
2.3. Методические рекомендации для педагогов по использованию электронных игр-тренажеров для активизации познавательной активности 47
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫАзбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник : для учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 44.02.00 "Образование и педагогические науки" / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 395 с. : ил. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-015362-9 – Текст : непосредственный.
Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы научно-практической конференции с международным участием, 19–21 апреля 2018 г. / под ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова ; Московский педагогический государственный университет – Москва : МПГУ, 2018. – 299 с. – ISBN 978-5-4263-0643-1 – URL : http://mpgu.su/wp-content/uploads/2018/09/Aktualnyie-problemyi-obrazovaniya-lits-s-ogranichennyimi-vozmozhnostyami-zdorovya.pdf – Текст : электронный.
Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. П. Арсентьева. – Москва : Форум, 2009. – 142, [1] с. – ISBN 978-5-91134-280-7 – Текст : непосредственный.
Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников./ Э. А. Баранова – СПб. : Речь, 2005. – 128 с. – ISBN 5-9268-0355-1 – Текст : непосредственный.
Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Б. П. Бархаев. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009. - 444 с. – (Учебное пособие). – ISBN 978-5-469-01482-9 – Текст : непосредственный.
Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис. кандидата педагогических наук / Ю. Ю. Березина // Москва, 2014. - 22 с. – Текст : непосредственный.
На сегодняшний день в Федеральном государственно образовательном стандарте дошкольного образования одной из актуальных задач ставится создание в образовательном процессе современного детского сада условий, для формирования и полноценного раскрытия познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для создания условий развития познавательной активности, поскольку именно в этот период жизни, дети способны проявлять глубокий самоконтроль, саморегуляцию, самооценку, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию и имеют большую потребность в управлении развитием своей личности.