Развитие эмоционального интеллекта учащихся начальной школы на уроках иностранного языка (на примере умк «spotlight»)
ВВЕДЕНИЕ
Развитие эмоционального интеллекта является актуальной проблемой в педагогике, так как это помогает учащимся лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих, управлять своим поведением, развивать эмпатию и социальные навыки. Иностранный язык, как средство межкультурной коммуникации, может стать эффективным инструментом для развития эмоционального интеллекта учащихся, что создаст основу для социальной и профессиональной успешности личности.
Одним из аспектов подготовки студентов, будущих специалистов в сфере помогающих профессий, выступает процесс формирования эмоционального интеллекта как совокупности способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих человеку управлять собственными эмоциями и, анализируя ситуацию общения, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе коммуникации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ……..…. 6
1.1. Эмоциональный интеллект и основные подходы к его изучению в современной психолого–педагогической науке……………………… 6
1.2. Проблема измерения эмоционального интеллекта………………...
1.3. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта….
Выводы по первой главе………………………………………………….
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ………………..……… 11
2.1. Оценка уровня эмоционального интеллекта у обучающихся 4 класса……………………………………………………………………… 20
2.2. Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта обучающихся на уроках английского языка в 4 классе…... 23
Выводы по второй главе…………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………... 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научная литература
1. Василькина, А. Ф. Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте : специальность 44.03.02 ?Психология и педагогика начального образования? : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Василькина Анна Федоровна ; Тольяттинский государственный университет. ‒ Тольятти, 2022. ‒ 27 с. ‒ Текст : непосредственный.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. ‒ Москва : Педагогика‒Пресс, 1996. ‒ 536 с. ‒ Текст : непосредственный.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 6 : Научное наследство / Л. С. Выготский. ‒ Москва : Педагогика, 1984. ‒ 400 с. ‒ Текст : непосредственный.
4. Гукаленко, О. В. Педагогические условия формирования эмоционального интеллекта обучающихся в современной культурно-образовательной среде / О. В. Гукаленко. ‒ Текст : непосредственный // Мир Науки. ‒ 2022. ‒ № 5. ‒ С. 2‒6.
5. Иванова, Е. С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников / Е. С. Иванова. ‒ Москва : Изд-во Спутник+, 2012. – 170 с. ‒ Текст : непосредственный.
6. Иванова, Е. С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций : специальность 19.00.01. ?Общая психология, психология личности, история психологии? : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Иванова Екатерина Сергеевна ; Уральский государственный университет имени А. М. Горького. ‒ Екатеринбург, 2007. ‒ 154 с. ‒ Текст : непосредственный.
7. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. ‒ 26 с. ‒ Текст : непосредственный.
8. Кузнецова, К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта / К. С. Кузнецова. ‒ Текст : непосредственный?// Психологические науки. ‒ 2010. ‒ № 4. ‒ С. 84‒92.
Низкий уровень характеризуется отсутствием знания эмоций, коммуникативных и организаторских способностей, а также отсутствием эмоциональных ориентиров. Средний уровень предполагает частичное знание эмоций, развитие коммуникативных и организаторских способностей и эмоционального интеллекта, но при этом дети все еще ориентированы на себя. Высокий уровень характеризуется хорошим знанием эмоций других людей, развитыми коммуникативными и организаторскими способностями, достаточным уровнем эмоционального интеллекта и ориентацией на других людей при решении нравственных задач [Василькина, 2022].
Помимо вышеперечисленных методик, существуют такие методики измерения эмоционального интеллекта как: тест на эмоциональный интеллект Холла (методика Н. Холла), опросник эмоционального интеллекта С. Шабанова и А. Алешиной (EISAI) и тест Дж. Гилфорда Социальный интеллект (Four Factor Test of Social Intelligence).