Педагогические средства профилактики девиантного поведения у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Анализируя современное общество, становится ясным, что оно находится в состоянии глобальных перемен, которые существенно влияют на психологию человека. Такие переменные факторы могут привести к перестройке нравственных ценностей и социальных ролей, привычек и убеждений. В то время, как для одних эти преобразования могут быть незначительными, другие люди могут столкнуться с социальной дезадаптацией, которая может стать причиной девиантного поведения. Одни и те же люди могут по-разному реагировать на определенные ситуации и проявлять разную степень агрессивности. Поэтому, для того, чтобы корректировать и профилактически действовать на отклоняющееся поведение человека, важно своевременно выявить причины такого поведения общества и учитывать их в процессе исправления поведения.
Таким образом, школа с начальной ступени не только формирует знания и умения учеников, но и играет важную роль в формировании их мировоззрения и отношения к миру в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………………………………………………10
1.1 Поведенческие нарушения как психолого – педагогическая проблема………………………………………………………………………..…10
1.2 Предпосылки девиантного поведения у младших школьников и способы их преодоления……………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 -4 КЛАССОВ…..….25
2.1 Диагностика предпосылок к девиантному поведению у обучающихся начальных классов………………………………………………………….….…25
2.2 Моделирование системы профилактической работы с обучающимися (на примере 4-х классов)……………………………………………………….…..…37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А.Д. Альфредов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 384 с.
2.Брауэр, С.П. ?Трудные дети? – дети, которым трудно [Текст] / С.П. Брауэр // Детский дом. – 2011. – № 39. – C. 21-23.
3.Вернер, А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л. Вернер. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 159 с. – (Психология для всех).
4.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А Петрова, Л.М Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
5.Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Текст] / Я.И. Гилинский // Мир Росии. – 1997. - № 1. – С. -163-183.
6. Гончарова, Н.М. Особенности воспитательной работы с ?проблемными? учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями / Н.М. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.
7. Гуреева, И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа [Электрон. Ресурс] / И. В. Гуреева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624309/-25.05.2023. – (Дата обращения: 15. 05.2023)
8. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – 2-е изд. испр. – М.: Академи?, 2004. – 288 с.
9. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский [и др.] / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф Закировой. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2008. – 352с.
10. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В.П. Кащенко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
Основные социальные навыки включают в себя умение добросовестно выполнять свои обязанности, проявлять уважение к другим людям, эмоциональное саморегулирование, коммуникабельность и многие другие. Кроме того, важно формировать у ребенка здоровый образ жизни, что включает в себя правильное питание, регулярные физические нагрузки и уход за собой.
При проведении профилактики девиантного поведения необходимо учитывать возрастные особенности детей. Именно поэтому важно организовывать различные мероприятия, которые будут оптимальны для младших школьников. Развивающие игры, спортивные соревнования, творческие занятия и экскурсии помогут ребенку научиться работать в коллективе, развить творческие способности и интерес к жизни.