Коррекция нарушений в развитии связной устной речи у детей дошкольного возраста с зпр средствами физической культуры

Скачать диплом с рассмотрением возможности применения средств физической культуры для коррекции отклонений в развитии связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.10.2024
Объем файла
700 Кб
Количество страниц
119
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. В настоящее время количество детей с отклонениями в состоянии здоровья не уменьшается, а постоянно возрастает. В это число попадает большая группа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.Ю. Борякова, Е.А.Екжанова, О.В. Защиринская, Б.В.Зейгарник, В.И. Лубовский; Р.Д. Тригер).
Одним из характерных вторичных отклонений у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение связной устной речи. Именно речь, особенно в дошкольном возрасте, непосредственным образом страдает вследствие отклонений в развитии у детей с ЗПР основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), являющимися первичными нарушениями.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1.1 Общие вопросы развития связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 14

1.2 Особенности и причины нарушения связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 19

1.3 Проблемный анализ современных подходов осуществления коррекции связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 26

2.1 Теоретические предпосылки для применения средств физической культуры при коррекции познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ЗПР 33

2.2 Характеристика особенностей формирования познавательных процессов у  детей дошкольного возраста с ЗПР 37

2.3  Концептуальные положения коррекции познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ЗПР с применением средств физической культуры 43

3.1 Организация и методы экспериментального исследования 51

3.2 Констатирующее исследование связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 62

3.3 Содержание и методика применения физических упражнений у детей дошкольного возраста с ЗПР 70

3.4 Экспериментальное исследование влияния физических упражнений на показатели памяти внимания и мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР 71

3.5 Исследование влияния применения физических упражнений в процессе проведения коррекционных занятий на результативность показателей связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 77

ВЫВОДЫ 84

ПРИЛОЖЕНИЯ 107

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Аврутин С. Усвоение языка / Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. – М., 1997. – С. 261-275.
Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспектыспециальной психологии и коррекционной педагогики / О. К. Агавелян, Р.О. Агавелян. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. – 412 с.
Алексиева С. К. Динамика развития детского словесного творчества / Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972. – С. 209-226.
Аллен Д.Б. Как развить умственную способность память и внимание / Д.Б. Аллен, Белгород: изд-во «Клуб семейного досуга», 2010. – 318 с.
Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика / О. В. Алмазова. – Екатеринбург: [б.и.], 2007. – 227 с.
Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии / Психология чувственного познания. – М., 1968. – 486 с.
Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин: избранные труды / АН ССР, отделение физиологии. – М.: Наука, 1979 – 454с.
Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. – С. 30-36.
Арушанова А. Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст / Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С.68-73.
Асмолов А .Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания / Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: «Наука», 1985. – С. 99-116.
Баскакова И. Л., Глухов В. П. Практикум по психолингвистике. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – 170 с.
Безруких М. М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
 


Н.Я. Семаго определяет большое значение движению в своей программе создания произвольной регуляции деятельности у детей с отклонениями в развитии. Она отмечает, что благодаря движению можно сформировать регуляцию деятельности у детей, имеющих отклонения в развитии [204].
Адаптивная физическая культура способна оказывать положительное воздействие на организм в целом. Работы ученых S. Houwen, E. Scherder, C. Visscher, С. П. Евсеева и Е.С. Черника, а также E. Hartman доказывают, что двигательная активность может использоваться в качестве терапии для улучшения функций защиты и компенсации недостатков организма у детей с отклонениями в развитии.
Однако этот подход не должен быть основным. Для коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР необходимо не только активизировать двигательную деятельность, но и учитывать другой механизм коррекции, основанный на роли деятельности в формировании познавательных процессов.