Конфликты между педагогами и подростками в системе среднего образования
Введение
Школа является одним из важнейших социальных институтов в обществе. Ее принципиальное отличие от других социальных институтов состоит в том, что если другие обеспечивают настоящую и реальную жизнь общества, то школа по своему назначению должна обеспечивать будущее общества, его прогресс и его развитие.
Успех гуманизации системы образования зависит от знаний, психологических навыков, профессиональной компетентности педагога, его умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации, «вплетенные» в ткань образовательного процесса. Знание учителем профессиональных конфликтов, напряженности, сопровождающей повседневные межличностные отношения в школе, становится особенно значимым в условиях современного развития образования. Освобождение учителей и учащихся от педагогических и социальных догм неизбежно приводит к возникновению «ненормальных» непредсказуемых ситуаций в отношениях между школьниками и учителями, успех которых во многом зависит от умения учителя найти достойный выход
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития конфликтов между педагогами и подростками 7
1.1. Сущность педагогических конфликтов в понимании отечественных психологов 7
1.2. Причины возникновения педагогических конфликтов 9
1.3. Сущность конфликтов в подростковом возрасте 11
1.4. Условия профилактики педагогических конфликтов 15
Глава 2. Исследование педагогических конфликтов между педагогами и подростками в условиях современной школы 22
2.1 Исследование причин и решения конфликтов у подростков и педагогов 22
2.2 Рекомендации для начинающего учителя по предупреждению конфликтов 27
Заключение 29
Список источников и литературы 31
Список источников и литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2018. - 528 c.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.
3. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации / М.А. Баннова // Мировая наука. — 2019. — № 3 (24). — С. 99-101.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. – С. 575.
5. Деккушева А.Д. Факторы конфликта и их характеристика / А.Д. Декушева // Научные проблемы гуманитарных исследований, — 2019. — № 3. — С. 217–223.
6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - М.: Питер, 2018. - 368 c.
7. Иванов, А.А. Негативистская конфликтология: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: Флинта, 2015. - 304 c.
8. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.
9. Канатаев Ю.А. Психология конфликта [Текст]/ Ю.А. Канатаев. — М.: ВАХЗ, 2015. — 379 с.
10. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2020. - 176 c.
11. Леонов Н.И. Основы конфликтологии [Текст]: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. — Ижевск, 2019 - 418 с.
12. Салменкова М.В. Управление конфликтами в условиях современного предприятия / М.В. Салменкова [Текст] // Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 1321-1323.
13. Самыгин
Внутриличностный конфликт – это состояние, при котором у подростка возникают противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он не может справиться в данный момент и не может выработать поведенческие приоритеты. Внутриличностный конфликт связан с низкой удовлетворенностью работой, низкой уверенностью в себе и сверстниках, стрессом.
Конфликт между подростком и группой.
Е. М. Дубовской и Р. Л. Кричевского конфликт между отдельным подростком и группой возникает, если этот подросток занимает позицию, отличную от позиции группы.
А.Я. Кибанов и И.Е. Ворожейкин и отмечает, что межгрупповой конфликт — это внешний конфликт между разными группами подростков. Межгрупповой конфликт может быть результатом конфликта между чл