Информационная культура подростка: когнитивный аспект
Введение
На современном этапе развития общества, когда новые медиа буквально охватили весь мир, уже видится не актуальным знаменитый афоризм «кто владеет информацией – тот владеет миром». На смену ему пришла идея о власти средств массовой информации, а точнее о власти акторов, владеющих самыми массовыми медиаканалами, еще более усиливающими свое влияние благодаря активному развитию социальных медиа. Современный человек чаще сталкивается не с проблемой поиска нужной информации, а с опасностью негативного воздействия чрезмерной или недостоверной информации. Сегодня мы не выходим в интернет – мы пребываем там постоянно. В наш обиход уже прочно вошли такие термины, как «кибергигиена», «цифровая гигиена», «цифровой след», характеризующие тесную связь, практически слияние физического тела и аватара. Социальные медиа позволяют нам преодолеть пространственно-временные барьеры, но в то же время у этого блага есть и другая сторона, когда виртуальная среда, стирая коммуникативные барьеры, способст
Оглавление
Введение 3
1.1. О понятийной системе и структуре информационной культуры 11
1.2 Информационная культура – основа образования 44
1.2.1 Историография информационного образования в России 48
1.2.2 Тенденции развития информационно-медийной культуры подростков в контексте когнитологии 53
2. Проектная деятельность Сланцевской библиотеки в области развития информационно-медийной культуры 57
2.1 Опыт проектной деятельности в сфере информационной культуры: достижения и перспективы 60
2.2. Проект «Летняя смена Слан.doc» 64
Заключение 84
Список использованной литературы 85
Приложение 101
Список использованной литературы
Абубакирова М. И. Исследование информационной культуры первокурсников для повышения конкурентоспособности в научной среде / М. И. Абубакирова // Наука и научная информация. - 2022. - Т. 5, № 2. - С. 95-103. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49570799 (дата обращения: 25.02.2023).
Алфимов В. Н. Культурологический подход к развитию информационной культуры руководителей профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования / В. Н. Алфимов // Вестник профессионального образования. - 2022. - № 2(18). - С. 3-7. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49833579 (дата обращения: 25.02.2023).
Антипина Н. Л. Исследование медийно-информационной грамотности российских подростков / Н. Л. Антипина, Г. И. Герасимова, Е. В. Мурзина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(65). – С. 42-49. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43949790 (дата обращения: 07.02.2023).
Астахова Л. В. Библиотечно-информационное образование в контексте идей Ю.С. Зубова / Л. В. Астахова, Э. А. Кадырова // Культура: теория и практика. – 2019. – № 6(33). – С. 2-7. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41728018 (дата обращения: 07.02.2023).
Астахова Л. В. Гуманистические проблемы цифровой культуры в контексте научного наследия Ю. С. Зубова / Л. В. Астахова // Вестник культуры и искусств. – 2020. – № 4(64). – С. 30-38. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44449909 (дата обращения: 07.02.2023).
Астахова Л. В. Понятие когнитивной культуры студента: определение и условия развития / Л. В. Астахова // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 10. – С. 89-115. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41575559 (дата обращения: 07.02.2023).
Белякова И. Г. Коммуникативные и межкультурные аспекты танца в пространстве информационной культуры / И. Г. Белякова, А. Л. Милешко // Художественное образование и наука. – 2022. – № 3(32). – С. 57-65. – URL: https://www.elibrary.ru/it
Разновидности и отличительные особенности рисков. Научное обоснование понятия «коммуникативный риск». Понятия «коммуникативный риск» и «коммуникация риска». Проблема рискогенности педагогического общения как угроза национальной безопасности страны. Виды и типы взаимосвязей между субъектами и объектами первого и второго типа коммуникативного риска.
Продолжение таблицы 1
Качественные характеристики коммуникации. Факторы, влияющие на снижение качества выполнения требований, предъявляемых к коммуникации. Постановка задачи на формализацию педагогических коммуникативных рисков с точки зрения оценки качества составляющей их информации с позиций квалиметрии.
Проблема формирования информационной культуры в научно- педагогической литературе [8] Определение понятия «информационна