Развитие психомоторики у старших дошкольников с дизартрией средствами нейропсихологических упражнений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение психомоторного развития человека в его многоуровневых и многогранных проявлениях определяется местом психомоторной организации в целостной психологической структуре человека как индивида, личности, субъекта важнейших социальных видов деятельности — труда, познания, общения.
Двигательная активность является естественным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторику детей дошкольного возраста (Т.В. Ахутина, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк), отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей. 85% детей имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга, которые приводят к нарушениям речевого и психомоторного развития детей, в частности, к дизартрии, которая характеризует
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития психомоторики у старших дошкольников с дизартрией средствами нейропсихологических упражнений…………………… 7
1.1 Психомоторика как предмет психолого – педагогических исследований………………………………………………………………. 7
1.2 Особенности развития психомоторики у старших дошкольников с дизартрией……………………………………………… 11
1.3 Возможности нейропсихологических упражнений в развитии психомоторики у старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях……………………………………………… 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию психомоторики старших дошкольников с дизартрией средствами нейропсихологических упражнений……………………. 21
2.1 Организация и методы исследования………………………………… 21
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования………. 27
2.3 Содержание логопедических занятий, направленных на развитие психомоторики у старших дошкольников с дизартрией средствами нейропсихологических упражнений……………….. 34
2.4 Анализ результатов контрольного этапа исследования 38
Заключение……………………………………………………………..…. 46
Список литературы………………………………………………………50
Приложения……………………………………………………………….54
Приложение А Протоколы констатирующего эксперимента…………. 54
Приложение Б Перспективный план логопедической работы……….. 59
Протоколы В Протоколы контрольного эксперимента…………….… . 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анохин, П.К. Очерки физиологии функциональных систем [Электронный ресурс] / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 289 с. - Режим доступа:https://www.studmed.ru/anohin-pk-ocherki-po-fiziologii-funkcionalnyh-sistem_b3f9258b55b.html
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста/ Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2006. – 222 с.
Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина. – СПб.: Питер, 2008. – 320с.
Белякова,Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.– 287 с.
Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность/ Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 492 с.
Вартапетова, Г.М. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей / Г.М. Вартапетова, И.Н. Гребенникова, А.В. Прохорова, Л.И. Кирякина. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 118 с.
Васильева, И.Н. Использование здоровьесберегающих упражнений и приемов нейростимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопункта / И. Н. Васильева // Дошкольная педагогика. – 2018. – №8. – С. 36 – 37.
Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2005. – 141 с.
Виноградова, Е.А. Нетрадиционный подход в использовании кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения / Е.А. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2018. – №5. – С. 39 – 41.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
Выготский, Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М., 2015.– 420 с.
Гаткер, М.Л. Развитие мимики старших дошкольников с ОНР / М. Л. Гаткер // Дошкольная педагогика. – 2019. – №3. – С. 57 –59.
Гуревич, М.О. Психомоторика [Электронный ресурс]/ М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008
Рабочими движениями С.Л. Рубинштейн [31] называет те движения, с помощью которых протекает трудовой процесс, это движения, необходимые для совершения профессиональной деятельности, начиная от движений каменщика, заканчивая виртуозными движениями пианиста, скрипача. Автор подчеркивает, что благодаря точности, быстроты, координированности движений, определяется эффективность трудовой деятельности.
В.М. Смирнов [36] считает, что психомоторные функции имеют системное строение, характеризующее сложные формы психической деятельности, опирающиеся на сложную систему способов и средств. Автор определяется психомоторику как индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.
В каждом двигательном акте Н.А. Бернштейн [5], В.М. Смирнов [36], С.Л. Рубинштейн [31], различают смысловую структуру и двигательный состав. Смысловая структура двигательного акта определяется из содержания двигательной задачи, именно от нее зависит уровень построения каждого движения. Двигательный состав