Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В старшем дошкольном возрасте самооценка оказывает ведущую роль на развитие личности, в норме у детей этого возраста самооценка должна быть чуть завышена, это позволит ребенку браться за новую деятельность. Взрослые должны всячески способствовать развитию самосознания ребенка. Не случайно Семейный Кодекс РФ гарантирует: право ребенка на уважение его человеческого достоинства. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, говориться о наказании за допущение физического и психологического насилия над детьми так как все эти негативные факторы влияют на восприятие ребенка самого себя, на его самооценку.
Проблема формирования адекватной самооценки личности можно считать одной из самых значительных и актуальных тем, в отечественной и зарубежной педагогике. А.Н. Леонтьев говорил о том, что человек не рождается личностью, а становится ей. Психолог был уверен, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему и происходит
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и сущность самооценки в работах отечественных и зарубежных ученых
1.2. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Разработка и проверка эффективности педагогических условий формирования самооценки на занятиях по изобразительной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: – 1980, т. 2, с 103-124.
2. Береслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., 1990.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
4. Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. диссертации канд. психол. наук. М., 1990.
5. Венгер А.Л., Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста, М.: Педагогика, 1988.
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка – М.: Просвещение, 1992.
7. Гомезо М.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение, 1964.
8. Горбачева В.А., Давыдова А.М. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение, 1964.
9. Григорьева Г.Г. Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности: Уч. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
10. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание – 1989- №10 – с. 63-65.
11. Давыдов В.В. Организация развивающего обучения // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3, 1997.- №1.
12. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей. // Дошкольное воспитание – 1988-№9 – с. 71-76.
13. Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание – 1980 - №10 –с.12-14.
14. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника – М.: Просвещение, 1965.
15. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности в книге « Принцип развития в психологии». – М.: Просвещение, 1965.
16. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.
17. Изобразительная деятельность в детском саду/ Под ред. Н.П. Сакулиной - М., 1973.
18. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просв
Свои физические возможности дошкольник оценивает достаточно верно.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка претерпевает ряд изменений, суждения об окружающих становятся более полными, происходит развитии самооценки, она становиться более гибкой, развёрнутой, детализированной.
Эти изменения происходят за счет увеличения интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, к их собственным переживаниям, переходу к личностному общению, развитию мышления и речи. В этот период происходит формирование мотивационной и познавательной сферы, что тоже приводит к развитию самосознания.
Важным новообразованием старшего дошкольного возраста становится способность ребенка осознавать самого себя и положение, которое он занимает в данный момент, таким образом у ребенка возникает понимание своего социального «Я», благодаря чему происходит формирование внутренней позиции.
Выделяют различные типы самооценки:
- неадекватно