Логопедическая работа по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По данным, озвученным предыдущим Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации А.Ю. Кузнецовой, констатируется негативная тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2020-2021 году динамика составляет 9,4%, при этом отмечается рост детей с нарушениями интеллектуального развития – с 6% до 8%. Это обуславливает необходимость не только поиска причин их увеличения, но и разработки программ и методов их эффективной реализации в обществе.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента России от 29 мая 2017 г. №240 2018-2027 года объявлены в России десятилетием Детства, что требует уделения особого внимания проблемам развития детей с нарушениями развития и совершенствования мер их поддержки и создания условий для обеспечения их успешной социализации и интеграции в общество как равноправных его членов. Также согласно данному документу предполагается создание условий для предоставления детям качественной
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ИМПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1. Импрессивная речь и особенности ее становления при нормативном онтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта 17
Выводы по первой главе 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ИМПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 25
2.1. Изучение особенностей развития импрессивной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 25
2.2. Выявление эффективности логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников с нарушением интеллекта 33
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаева, И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография/И.Б. Агаева. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск. – 2017. – 148 с.
2. Алентьева, Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Е.А. Алентьева // Проблемы педагогики. – 2017. – С. 37-43.
3. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 338с.
4. Антипанова, Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта/Н.А.Антипанова, М.А.Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ¬– 2016 – С. 24 – 27.
5. Артищева, Л.В. Логопсихология / Л.В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
6. Баль, Н.Н. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью/Н.Н. Баль и др. – Мн.: БГПУ. – 2009. – 104 с.
7. Белова, И.И. Логопедическая помощь дошкольникам с нарушением интеллекта в условиях логопункта [Электронный ресурс]/Л.И. Белова//Образовательный портал «Открытый урок. Первое сентября». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/521021 (Дата обращения 06.10.2022).
8. Беляева, А. О. Особенности состояния импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости / А. О. Беляева // Молодой ученый. – 2020. – № 48 (338). – С. 397.
9. Богданова, А. А. Особенности регуляционной системы поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью /А.А. Богданова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018.– С. 60–63.
10. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности/Д.И.Бойков. – СПб.: Каро. –2017. – 288 с.
11. Болдырева, Л.А. Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта / Л.А. Болдырева // CYBERLENINKA. – 2015. – С.116-124.
12. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития/Т.Е.Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – С.41-46.
13. Быстроумова, О.Г. Особенности импрессивной речи обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития/О.Г. Быстроумова, И.Б. Агаева. // The Newman in Foreign policy. – 2021. – №62 (106). – С.83-85.
14. Бычкова, Н.И. Сформированность импрессивной и экспрессивной речи обучающихся с умственной отсталостью [Электронный ресурс]/Н.И. Бычкова. // Электронный журнал
Умеренная степень нарушения интеллекта. Такие дети требуют повышенного внимания, выделяются в коррекционном учебном заведении в отдельную группу, у многих наблюдаются заметные трудности с изучением программного материала, некоторые оказываются не способны освоить даже упрощенную программу.
Тяжелая степень нарушения интеллекта. Это дети с очень серьезными нарушениями познавательной сферы. Для них недоступны программы, по которым обучаются школьники с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта. Для них разрабатывается специальные методики, по которым им дают самые элементарные знания по предметам.
Глубокая степень нарушения интеллекта. Нарушения у таких детей заметны уже в первые месяцы после рождения. Сопровождаются тяжелыми физическими и психическими нарушениями. У них снижена чувствительность, нарушена координация д