Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации и уровнем тревожности у младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: "Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации и уровнем тревожности у младших школьников". В которой рассмотрены психологические особенности учебно–познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста. Составлена программа профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.10.2024
Объем файла
243 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Основные свойства и качества личности закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребенка. Одним из часто исследуемых феноменов в современной психологии является тревожность. Тревожность понимается как устойчивая характеристика личности, проявляющаяся в склонности человека переживать сильную тревогу в связи с незначительными поводами. Наблюдения и исследования психологов свидетельствуют об увеличении в настоящее время количества взрослых и детей с высокими показателями и выраженными признаками тревожности. Особенно важным является изучение тревожности в контексте образовательной среды и процесса обучения. В современных условиях обновления содержания и структуры методов и форм обучения, проблема учебной мотивации по-прежнему актуальна. В связи с этим, прикладные исследования, направленные на выявление взаимосвязи учебной мотивации и личностных особенностей обучающихся сохраняют свою актуальность.
В наст

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8

1.1.Понятие «тревожность» в психолого–педагогической литературе 8

1.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 17

1.3. Психологические особенности учебно–познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста 27

1.4. Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации и уровня тревожности у младших школьников 39

Выводы по первой главе 43

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОЗВЯЗЬ УЧЕБНО-ПОЗНВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 45

2.1 Организация  и методы исследования влияния учебной мотивации  на уровень тревожности у младших школьников 45

2.2 Анализ результатов исследования 50

2.3. Рекомендации учителям и родителям младших школьников по коррекции тревожности 62

Выводы 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – 4 – е изд., стереотип [Текст]/ Г.С. Абрамова.– М.: ИЦ «Академия», 2009. – 672с.
Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. – СПб.,1998. – С.187.
Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–Пресс, 2012.– 324 с.
Андронова, О.С. Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном процессе [Текст]/ О.С. Андронова // Открытый урок.–2010.– №8. –С.6–14.
Аракелов, Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н. Е. Аракелов., Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. 2014 – № 2. – С. 34–38.
Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015. – № 1. – С. 18.
Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст]/А.Г. Асмолов. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 416 с.
Баранова, В.К. Когнитивно–поведенческий подход в работе с младшими школьниками [Текст] / В.К. Баранова// Школьный психолог. – 2004. – №30.– С.7–10.
Барсукова, Е. В., Гуссейнова Э. Г. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма [Текст] / Е. В. Барсукова., Э. Г. Гуссейнова // Современная педагогика. 2016 – №10(47). – С. 73–78.
Басова, Е.Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход [Текст] / Е.Д. Басова // Воспитание школьников. – 2015. – № 8.– С. 48–54.
Бауман, З. Индивидуализированное общество [Текст]/З. Бауман.– М.: Просвещение, 2007. – 390 с.
Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов [Текст] /Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 301с.
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед [Текст]/А.С. Белкин. – М.: Академия, 2017.–367 с.
Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших кла

Здесь исследователи не рассматривают процесс формирования знания, умений, навыков, а учитывают лишь действия ряда факторов на конечный результат познания. В основу такого подхода кладутся манипуляция определенными переменными, для достижения конечного результата, что часто неадекватно объясняет организационно – целостную деятельность учащегося.
Функционалистический подход. Данное направление исследует познавательные процессы, такие как: восприятие, память, мышление, ради деятельности которой они существуют. В то же время известно, что ощущение, восприятие, память гораздо более эффективны, когда они включаются в деятельность положительно мотивированную для субъекта. [38]
В отечественной психологии проблема мотивов и мотивации разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания.
Среди психологов, занимающихся проблемой мотивации, одно из ведущих мест принадлежат А.Н. Леонтьеву. По его определению, мотивы учебной деятель