Развитие познавательной активности младших школьников в процессе использования элементов технологии проблемного обучения на уроках «Человек и мир»
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы активизации познавательной активности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего начального образования, повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников – является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию познавательной деятельности, к ее активизации. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Педагогической наукой и школьной практикой накоплен достаточно богатый материал по рассматриваемой проблеме для того, чтобы сделать его обобщение, поставить новые задачи и решить их с учетом до
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….. 5
1.1 Сущность познавательной активности…………………………………… 5
1.2 Способы развития познавательной активности………………………….. 8
1.3 Возможности проблемного обучения в развитии познавательной активности младших школьников…………………………………………….9
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………………………15
2.1 Анализ содержания учебника «Человек и Мир» и его возможности в развитии познавательной активности младших школьников в процессе использования элементов проблемного обучения……………….15
2.2 Практические способы по развитию познавательной активности младших школьников в процессе изучения предмета «Человек и мир»…... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / С.И. Золотова. – Троицк, 2005. – 62 с.
Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей / В.П. Анисимов. – М.: Академия, 2012. – 258 с.
Башмаков, М. И. Теория и практика продуктивного обучения / М. И. Башмаков. – М.: Народное образование, 2000.– 257 с.
Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
Данилов, М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86 с.
Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания / Л.Г. Дмитриева. – М.: академия, 2013. – 256 с.
Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. — М.: Мысль, 2008. — 225 с.
Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. – М.: Академия, 2007. – 152 с.
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке /Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2005. – 258 с.
Кабалевский, Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 142 с.
Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 2011. – 200 с.
Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Академия, 2007. –151 с.
Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский // Начальная школа. – 2004. – С.87
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – М.: Академия, 2013. – 269 с.
Савин, Н. В. Методы обучения в начальных классах / Н. В. Савин
1.3 Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте
Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах прошлого века в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, ко