Игра-драматизация как средство формирования полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогической науке и практике отмечаются противоречивые тенденции: с одной стороны, в теории большое внимание уделяется учету полоролевых особенностей детей, с другой стороны, на практике зачастую пол не воспринимается как существенная характеристика ребенка. Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы посредством проигрывания и анализа художественных образов в игре-драматизации, ребёнок имел представления о полоролевом поведение. На данный момент в психолого-педагогической литературе представлены целые направления исследований, посвященных половому воспитанию детей дошкольного возраста (В.Е. Каган, В.К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.), гендерному воспитанию (Л.В. Градусова, Н.Е. Татаринцева и др.)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста. 11
1.3 Игра-драматизация как одно из средств развития полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 21
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ 22
2.1 Экспериментальное изучение педагогической практики по формированию полоролевого воспитания у детей 6-7 лет 22
2.2 Дидактическое пособие «Театр в чемодане» - как одно из средств полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 год (с изменениями) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2018 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244
Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 4. - С. 16-24.
Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб., 2020. –267 с.
Гендерное образование: учебное пособие [Текст] / под общ. Ред. Л.И.
Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. - 386 с.
Григорьева, Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дисс. Пед. канд. наук [Текст] / Ю.С. Григорьева. - Екатеринбург, 2019. - 167 с.
Козлова, С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие - М: Издательский центр «Академия», 2019 г. - 432с Козлова, С.А.
Коломийченко, Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 1. - С. 12-25.
Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. пед. наук [Текст] / Е.А. Конышева. - Екатеринбург, 2018. - 23 с.
Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в
старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.К. Ледовских. - М.: Владос, 2018. - 237 с.
Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография [Текст] / Л.В. Макаренко. - Донецк: ЛАНДОН-ХХЫ, 2019. - 211 с.
Настольный конусный театр. Игрушки-артисты в таком театре состоят из геометрических фигур.
Пальчиковый театр. Пальцы рук ребенка становятся и героями, и сценой, и сюжетом.
Театр марионеток или кукол на ниточках. Деревянная основа, к которой привязываются ниточки или веревочки, удерживающие голову, руки, ноги кукол, управляет движениями марионеток.
Театр теней. Этот театр признается одним из самых условных театров.
По данным О. Акуловой, мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в ходе совместной игры осваивают полоролевое поведение. Для достижения наибольшего эффекта при полоролевом воспитании в игре-драматизации взрослому важно брать на себя роль руководителя при подготовке и проведении игры, а также обязательно учитывать особенности развития детей разных полов.