ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дипломной работе проведён анализ теоретических основ проблемы исследования и описание особенностей коммуникативного поведения у детей с РАС младшего школьного возраста; проведена диагностика коммуникативных навыков экспериментальной группы детей и определение основных путей работы; разработаны системы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС при помощи визуальных средств поддержки; проведён анализ на основе полученных данных в результате эксперимента. Также имеются таблицы, иллюстрации, объёмный список литературы.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.07.2022
Объем файла
853 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3040 руб.
3800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном мире наблюдается увеличение количества рождающихся детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). Согласно Всемирной организации здравоохранения каждый из 160 родившихся детей страдает от РАС, а по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, тенденция заболеваний увеличивается: наблюдается 10% прирост заболеваний по сравнению с 2018 годом. В связи с этим все более острой ощущается проблема образования детей с ОВЗ, что обусловлено ФГОС от 2016 года.

Вопросы коррекции нарушений речи у приведенной категории детей, в российской литературе, рассматривают авторы: С.С. Морозова, Л.Г. Нуриева, В.М. Башина, Е.Г. Никольская и др.

Коммуникативные нарушения у аутичных детей обусловлены тем, что дети с данным спектром расстройств испытывают проблемы в регулировании внимания других людей, восприятии эмоционального состояния окружающих и разграничении собственных эмоций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 8

1.1.  Основные подходы к определению коммуникации и классификация коммуникативных средств по различным критериям 8

1.2. Особенности речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС 13

1.3. Нормативно-правовые аспекты обучения детей с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста в соответствие с требованиями ФГОС 16

Выводы по 1 главе 17

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 18

2.1. Методы диагностики навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 18

2.2. Современные подходы к формированию навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 25

2.3. Визуальные средства поддержки как способ формирования коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 30

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНТЕГРАЦИИ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35

3.1. Диагностика уровня коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста 35

3.2 Организация и проведение коррекционно-логопедической работы по формированию коммуникации 47

3.3. Анализ результатов коррекционно-логопедической работы 57

Выводы по 3 главе 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

ГЛОССАРИЙ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

ПРИЛОЖЕНИЯ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, Красноярск, 2011.

2. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройство аутистического спектра. - М.: Скифия, 2016. - 288 c.

3. Андреева Г.М., Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1984. - № 3. - С. 3.13.

4. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д.Г. Сергеева. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.-304 с.

5. Бардышева, Т. Ю. Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2003, 2015. - 264 c.

6. Баскакина, И. В. Чаепитие на даче у Ч / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 627 c.

7. Бессонова, Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения / Т.П. Бессонова. - М.: ГНОМ, АРКТИ, 2016. - 563 c.

8. Волкмар Ф.Р., Лиза А. Вайзнер Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / Ф.Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; перевод с англ. Б. Зуева, А. Чечиной. - Екатеринбург: Рама Паблишннг, 2014. - 288 с.

9. Вологодина, Л. Г. Домашний логопед / Л.Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2009. - 288 c.

10. Воробьёва, Татьяна Анатольевна Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Воробьёва Татьяна Анатольевна. - М.: Литера, 2014. - 248 c.

11. Грибова, О. Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.

12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2015. - 823 c.

13. Елисеева, М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет / М.Б. Елисеева. - М.: Сфера, 2008. - 661 c.

14. Ефимов, О. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О. Ефимов. - М.: Диля, 2016. - 983 c.

15. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: СИНТЕГ, 2004. - 320 c.

16. Ишимова, О. А. Логопедическая работа в школе / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2012. - 176 c.

17. Карелина, И. Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях / И.Б. Карелина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 517 c.

18. Козырева, Л. М. Большой логопедический альбом / Л.М. Козырева. - М.: Академия развития, 2008. - 256 c.

19. Кондратенко, Ирина Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ирина Кондратенко. - М.: Каро, 2006. - 799 c.

20. Коноваленко, В. В. Пишем и читаем. Тетрадь №2. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 607 c.

21. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. - Москва: Наука, 2016. - 552 c.

22. Лазина Е., Рыскина В.Л., Коммуникация — это не только слова. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для детей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок / Лазина Е. Рыскина В.Л.   // Санкт-Петербург - Эвричайлд, - 2010.

23. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

24. Лисина, М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым / МИ. Лисина // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - М., -1974.

25. Лиф Р., Д. Макэкен Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме / Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. - Москва: ИП Толкачев, 2016 - 608 с.

26. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников / В.Н. Макарова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 986 c.

27. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук // СПб. Речь. 2007. - 288 с.

28. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых н осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2007. - 176 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

29. Морозова, В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций / В.В. Морозова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 579 c.

30. Морозова, Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушении речевого развития при детском аутизме. / Т.И. Морозова. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции: сб. статей. - М., 2001. - С. 102-131.

31. Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. - М.: Чистые пруды, 2006.-32 с.

32. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Изд. 4-е, стер. - М.: Теревинф, 2007. - 288 с.

33. Новикова, Е. В. Зондовый массаж. Часть 4. Зонд №12 "Скользящий" / Е.В. Новикова. - М.: ГНОМ и Д, 2012. - 640 c.

34. Нуриева, Л.Г.       Развитие речи у аутичных детей: метод. разработки / Л.Г. Нуриева. - Изд. З-е. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.

35. Питерс, Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. - М.: Владос. 2002. - 240 с.

36. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / М.А. Полякова. - М.: Лого Эйдос, 2012. - 160 c.

37. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра сайт министерства образования и науки Российской Федерации (Электронный ресурс)

38. Приходько, О. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Приходько. - М.: Каро, 2016. - 796 c.

39. Пташник, Е.В. Символическая и несимволическая коммуникация слепоглухих детей / Е.В. Пташник // Навыки общения у детей с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов под редакцией Л.М. Шипициной, Е.В. Михайловой СПБ: НОУ <Институт социальной педагогики и психологии>, 2013. -207 с.

40. Роберт Шрамм Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм // науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишннг, 2013. - 208 с.

41. Руденко, И. И. Логопедия. Практическое пособие / И.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 288 c.

42. Рыскина В., Коммуникация с помощью картинок / В. Рыскина, Е. Лазина. - Великобритания: Эвричайлд, 2010. - 64 с.

43. Солдатенкова Е..Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройством аутистического спектра / Е.Н. Солдатенкова// Современная зарубежная психология. - Т. З, - № 3. - 2014. - 52 с.

44. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2004. - 112 c.

45. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку / Т.А. Сырина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7 (172). С. 81-85.

46. Тара Делани Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с детьми / Тара Делани // перевод с англ. В. Дегтяревой: науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.

47. Тихонова, Е. С. Диалог в практике помощи детям с речевыми нарушениями / Е.С. Тихонова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 144 c.

48. Фомичева, М. Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей. Пособие для логопеда и воспитателя детского сада (+ CD) / М.Ф. Фомичева. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2014. - 336 c.

49. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе / Л.В. Хаустов // Дети с проблемами в развитии. - 2005. - №1. - С. 29-30.

50. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология. - 2004. - №4. - С. 69-74.

51. Хаустов, А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом / А.В. Хаустов // Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. - Самара. - 2003. - С. 408-410.

52. Хаустов. А.В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом / А.В. Хаустов, Т.В. Волосовец // Логопедия. - 2005. - № 1(7). - С. 70-74.

53. Хаустов, А.В. Клинико-психологопедагогическая характеристика детей с детским аутизмом / А.В. Хаустов // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №5-6 (16,17). - С. 9-15.

54. Хаустов, А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом / А.В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. - 2005. - №4. - С. 34-40.

55. Хаустов. А. В. Выявление уровня социализации у детей с РАС / А.В. Хаустов, Е.В. Руднева // Психологическая наука и образование. - 2016. -Т. 21. - № 3.

56. Хаустов, А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / Л.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой - М.: РУДН. 2007. -35 с.

57. Чуприков А.П., Хворова Г.М. Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь / Чуприков А.П., Хворова Г.М. // Аутизм и нарушения развития. №2 (41), - 2013

По классификации О.С. Никольской можно выделить трех детей первой группы, трех детей второй группы, четырех детей третьей группы. Экспериментальная группа состоит из пяти детей, владеющих звучащей речью и пяти детей, не владеющих звучащей речью.

У невербальной группы детей чаще отмечается проявление нежелательного поведения, несформированность навыка просьбы, сниженная мотивация к сотрудничеству, более нарушена моторика.

У вербальной группы детей отмечается наличие эхолаличной речи, стойкие аграмматизмы, нарушения прагматики языка, снижение мотивации к сотрудничеству, зацикленность интересов, нарушения стилистического оформления высказывания и связной речи в форме диалога и монолога. Особую трудность для детей представляет игра.

Для оценки коммуникативных навыков в ходе специально смоделированных ситуаций была использована адаптированная методика VB-MAPP, так как она включает как оценку навыков, являющихся базовыми для обучения детей звучащей речи, так и навыков, необходимых для обучения и воспитания.

Программа состоит из пяти компонентов. Для нашей работы был использован первый компонента - «Оценка вех развития», критерии которого описаны в разделе 2.1.

Протоколы индивидуальной диагностики и критерии оценки приведены в приложении.